Производители могут получить налоговые льготы за переработку и повторное использование собственных отходов, но, в свою очередь, должны отвечать за утилизацию своей продукции. Соответствующий законопроект подготовило Минприроды. Эксперты уповают на опыт зарубежных стран, где такие законы успешно работают. Однако торопиться с выводами не стоит — отказываться от полного захоронения отходов никто не собирается.
На сегодняшний день в законодательстве экономические вопросы только декларированы, а по факту нет никаких реальных налоговых льгот на переработку отходов.
— поясняет начальник отдела регулирования обращения с отходами Минприроды Сергей Псюрниченко.
Сейчас юридическое лицо — производитель отходов несет ответственность, в том числе финансовую, за объемы отходов, подлежащих захоронению. Предприятия разрабатывают лимиты на размещение отходов и платят за их захоронение.
Но так как, по нашему мнению, ставки платы не очень высоки, то у предприятий нет серьезных материальных причин для снижения объемов захораниваемых отходов.
— говорит чиновник.
Чтобы стимулировать производителей, Минприроды предлагает отменить или снизить налог на прибыль от реализации продукции, полученной от переработки отходов, а также ввести налоговые льготы на землю и на имущество, используемое при организации объектов по переработке отходов.
Утилизация приносит исключительную пользу.
Она не только уменьшает загрязнение, экономит ресурсы, но и дает новые рабочие места.
— уверен руководитель токсической программы «Гринпис» России Алексей Киселев.
Новый законопроект предлагает восполнить пробел и ввести ответственность предприятий за утилизацию, обезвреживание или захоронение произведенной или ввезенной продукции. При этом в министерстве признают, что дополнительные обязательства по переработке скорее всего отразятся на стоимости продукта для потребителя. Подобный принцип, называемый «Зеленая точка», реализован в большинстве европейских стран, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Однако о том, как будут проработаны конкретные детали, говорить пока преждевременно, отметили в Минприроды.
Законопроекту еще предстоит согласование в заинтересованных ведомствах, и в частности в Минфине.
— предупреждает г-н Псюрниченко.
Законодательный мост, который бы обязал производителей отнести их товары в переработку, необходим.
Переработчики будут рукоплескать этому закону.
— уверен г-н Киселев.
Однако с исполнением этого закона могут возникнуть трудности, уверены эксперты.
Предлагаемые в законодательство изменения пока достаточно декларативные, сырые и несистемные.
Над ними предстоит еще серьезно поработать как органам власти, так и бизнесу.
— утверждает президент Ассоциации рециклинга отходов Михаил Малков.
Для успешной работы такой системы необходима цепочка общество — бизнес — государство!
Если бы мэр Москвы посвятил одну свою субботнюю поездку проблемам переработки мусора, ситуация сразу бы переменилась.
— отмечает г-н Киселев.
Особенные споры у экологов и чиновников Минприроды вызывает вопрос переработки отходов.
Путем сортировки можно отсортировать до 50% утильных фракций, таких как макулатура, металл, пластик, а что делать с остальными?
Значительную часть отходов все равно придется сжигать.
— задает вопрос Сергей Псюрниченко.
В «Гринпис» уверены, что переработке не поддается всего 4% отходов.
Например, пластик, используемый для производства пакетов, перерабатывается превосходно. Но у нас в стране эта отрасль — изгой.
Наши переработчики по идее должны купаться в деньгах, но из-за полного отсутствия господдержки они работают только на свой страх и риск.
— отмечает г-н Киселев.
Властям следует подумать над дополнительными мерами стимулирования переработки отходов, советуют эксперты. Например, можно ввести отдельные налоги на переработку отходов. В Европе, США, Японии и Южной Корее налог на отходы от пластиковых пакетов значительно превышает налог на отходы от бумажных. У нас таких налогов нет вообще, резюмируют экологи. По словам Сергея Псюрниченко, в ближайшем будущем полностью отказаться от сжигания мусора не удастся.
Источник: plastinfo.ru