Глубокое в ажуре — такое впечатление складывается, при посещении этого красивого городка посреди озер на севере Республики Беларусь! В архитектуру маленького городка органично вплетаются кованые мотивы: официальные и частные здания обильно декорированы коваными элементами, удачно соседствующими с деревянной и плетеной садовой мебелью, и создающие неповторимую атмосферу этого места.
Хотя металлообработка и не является нашей профильной тематикой, все же, иногда сложно пройти мимо интересных кованых изделий и не написать о них. Автором оказалась Елена Татаринович (арт-директор ЧПТУП «В ажуре»).
-Елена, насколько мне удалось узнать, эта необычная велопарковка – не единственное украшение, подаренное вашей кузницей городу Глубокому? Есть еще памятник барону Мюнхгаузену, какие-то необычные фонари на местной «Венеции», а что еще? Памятник вишни в Глубоком тоже ваших рук дело?
— Нет, Памятник вишне это не наша работа, но Кузница «В ажуре» сделала свой вклад в обустройство нашего города. Вот Памятник барону Мюнхгаузену, например, это наш подарок Глубокому. На то, чтобы его изготовить понадобилось больше 2 месяцев, зато получился самый большой памятник барону Мюнхгаузену (ростом 3,5 метра)! В городе шутят, что теперь в морозную зиму, можно лизнуть не только качели, но и Вишню или Мюнхгаузена. Ну, а кроме Мюнхгаузена, еще много наших работ можно увидеть в Глубокском парке Молодоженов. Там целая подборка кованых символов любви: Подкова счастья, Скамейка примирения, Кошелек благополучия, кованые ворота, свадебные качели, сердце с ангелом, декоративные кованые деревья – все это работы мастеров-умельцев нашей кузницы.
-А фонари на Глубокской Венеции?
— Эскизы по созданию оригинальных фонарей на будущей велодорожке города создавали все работники нашего предприятия. Творческая задумка создания принадлежит нашему директору, Юрию Татариновичу, но в разработке каждого отдельного фонаря принимали участие все, каждый предлагал свою идею и способ ее реализации. Вся сложность нашего труда состоит в том, что не все можно изготовить в металле, каждый эскиз, рисунок нужно адаптировать, а кузнецу проявить творческий подход и техническое мышление, как все реализовать в металле.
Вот сейчас, кстати, в работе есть еще 10 фонарей. Городская администрация провела конкурс «Глубокое в свете фонарей». Идея конкурса заключалась в том, что жители и гости Глубокого присылали эскизы кованых фонарей, жюри выбрало лучшие работы, а наша кузница «В Ажуре» изготовит по этим эскизам фонари в подарок городу. А на этих фонарях будут таблички с именем автора. Это будет продолжением линии фонарей для велодорожки у озера. Хочется добавить, что среди присланных работ было очень много оригинальных идей и мастерски выполненных эскизов, но одним из основных критериев отбора стала легкость воплощения в металле. Мы ведь должны продолжить эту линию в том же стиле минимализма, но в то же время образы должны быть очень выразительными.
А вообще, эксклюзивные изделия из металла — не основной профиль нашей работы, в основном мы изготавливаем кованые ворота, ограждения, лестницы и перила, козырьки для частных лиц, предприятий, супермаркетов нашего города. Наши работы можно увидеть в Полоцке, Витебске, Минске, а также в Подмосковье. Сейчас, например, мы работаем над изготовлением кованой кареты беседки 3,5 м высотой для Тверского сада.
— Скажите, а с тех пор как в Глубоком стали отмечать Вишневый фестиваль, ягодная тематика как-то закрепилась в элементах кованых изделий? Часто ли заказывают какие-нибудь заборы или фонари с вишенками?
— Да, наш край славится вишневыми садами, а вишня стала узнаваемым брендом города Глубокое. Мы изготовили козырек с гроздьями вишен, а также перила, декорированные вишенками. В продолжение ягодной тематики в кованых изделиях, не могу не вспомнить, что брендом Лиозно является земляника, там проводится земляничный фестиваль. А в июле-августе 2014 года один из самых опытных кузнецов нашего предприятия Геннадий Галимский выковал земляничную арку 4 метра высотой. Каждая ягода ковалась вручную, это был очень сложный, кропотливый труд, каждая ягода непохожа на другую, выглядит очень реалистично, совсем как в природе.
-А какой проект на ваш взгляд, самый интересный был? Какой самый сложный? Какой самый любимый?
— Самый оригинальный и шумный, сложный проект, кстати и любимый нами всеми — это Памятник барону Мюнхгаузену, приезжали журналисты с разных телеканалов, брали интервью у нашего директора, снимали ТВ- сюжеты. Наш директор особенно гордится этой скульптурой, так как эта была самая первая сложная работа, ее проект много раз пересматривался, корректировался им лично. Символично, что рядом с памятником есть могила Мюнхгаузена — местная достопримечательность.
Любимый городом проект – это наша первая кованая Карета — беседка, которая стоит в городском парке, возле детской площадки Бригантина. Все молодожены b гости города любят возле него фотографироваться, дети лазают, отдыхают в ней.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно растем в своем профессионализме, поэтому самый грандиозный проект ЧПТУП «В ажуре» еще впереди. Вот уже 2 месяца 2 наших кузнеца работают над созданием действующей металлической кареты. Гости города, молодожены и все жители Глубокого смогут прокатиться на ней на праздники города, арендовать ее на торжество в Конно-спортивной секции «Амазонки» (Борок).
— А как происходило рождение Мюнхгаузена? Кому пришла эта идея, и как это все воплощалось в жизнь?
— Идея пришла главе нашего города Олегу Викторовичу Морхату, Юрий Марьянович разрабатывал проект, ковали его больше двух месяцев, тщательно прорабатывая каждую деталь. Читали истории о приключениях барона Мюнхгаузена и шутили, что вишни, которыми он стрелял, уж точно глубокского происхождения!
— В наше время много необычных памятников, вот так с ходу вспомнилась Бабка с семечками около Комаровского рынка в Минске, а где-то в России, по слухам, хотят установить памятник Буратино. А если бы Вы лично выбирали персонаж для еще одного памятника в Глубоком, то кто бы это был? А в Минске?
— Ну конечно памятник белорусской бульбе! Его можно смело ставить в любом месте Беларуси, и туристам обязательно понравится!
-Действительно, чем бульба не ягода? Да и памятник вполне заслужила! Насколько мне известно, кузница «В ажуре» существует относительно недавно, а вот если посмотреть фотогафии на вашем сайте, то складывается впечатление, что все это создавалось годами и работало немало людей. А как на самом деле?
— Все началось с кочерги. Еще в конце 80-х, будучи на тот момент преподавателем в Глубокском ПТУ, мой папа, Татаринович Юрий Марьянович, выковал свою первую кованую работу. Это была самая обыкновенная кочерга. Вдохновение пришло во время слета кузнецов в Глубоком, и он решил попробовать. Шло время, работал он автомехаником, со сваркой дело приходилось иметь, а с ковкой только изредка, но интерес к кованым изделиям не угасал, и через 20 лет после первой кочерги он решил сделать кованые ворота для нашего дома. Ворота удались, и потянулись люди с просьбами выковать им что-нибудь.
Так, в 2010 году он открыл сначала ИП, а потом и ЧТУП «В Ажуре». Состав сотрудников уже поменялся прилично, сначала работали в маленьком помещении, арендованном, а потом набрались опыта, профессионализма и поняли, что нам нужно расти дальше, и что нашего цеха стало мало. Переехали в новый цех, намного больший, более комфортный, просторный, оборудованный большим количеством рабочих мест.
Так наша маленькая компания выросла до 15 человек, в том числе 9-10 кузнецов. Недавно открыли салон-магазин (магазином мы его не называем, больше салон), но там можно сразу приобрести готовые изделия, которые пользуются особым спросом: скамеечки парковые, скамейки на кладбище, кресты, лампадки, столы, комплекты мебели, мангал-карета малая и мангалы с крышей, каминные принадлежности, урны для мусора, цветочницы и прочее. Так что, если посчитать от истоков, то 2014 году нам исполнилось 5 лет, и, да, за эти 5 лет мы многое успели, но хочется еще больше. Самое приятное в нашем деле, что не заскучаешь, только выполнили один проект, как тут же появляется другой – еще более замысловатый и сложный, и тем еще более интересный.
Конечно, кузнечное дело 21 века, значительно отличается от такового в прошлых веках: технологический прогресс никто не отменял, и там где это уместно, наряду с «дедовской ковкой» применяется современное оборудование, а кованые козырьки на домах соседствуют с поликарбонатом и сайдингом из ПВХ, но иначе и быть не может, ведь все имеет след своего времени. Самое важное в этой истории то, что старинные ремесла в Беларуси, могут не просто существовать до сих пор, но и приносить людям процветание и радость. Все-таки здорово, что Глубокое в ажуре!