Американцы в своей системе SAE делают основной упор на такое, безусловно, важное, качество моторного масла, как вязкость. В классификации SAE приняты условные единицы степень вязкости моторного масла, соответственно это число отражается в маркировке моторных масел: чем выше число (SAE30, SAE40 и т.д.), тем выше степень вязкости моторного масла.
- Зимние масла маркируются буквой W (winter), пример: SAE 10W, SAE 10W
- Летние масла не имеют буквенного обозначения, пример: SAE30
- Всесезонные масла имеют двойное обозначение типа SAE 5W-20. При этом цифра, стоящая перед буквой W (в данном случае 5) обозначает вязкость масла зимой при низких температурах, то есть, чем меньше эта цифра, тем легче машина заводится зимой. А цифра, указанная после тире (в данном случае 20) – означает вязкость масла летом, соответственно, чем больше эта цифра, тем лучше себя чувствует двигатель в жару.
Европейцы классифицируют моторные масла значительно более щепетильно. ACEA означает аббревиатуру от Association des Constracteuis Europeen des Automobiles (Ассоциация европейских производителей автомобилей), соответственно, эта классификация была разработана для европейских автомобилей. Стоит отметить, что европейские стандарты более требовательны к качеству моторных масел по сравнению с американскими.
Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:
- A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
- C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
- E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.
При выборе масла стоит осознавать следующие моменты:
- Масло большей вязкости лучше выполняет свою функцию смазки, а значит, защищает двигатель от износа;
- Слишком вязкое моторное масло увеличивает расход топлива;
- Низкая степень вязкости масла положительно сказывается на таком важном показателе как прокачиваемость масла, что особенно актуально при низких температурах окружающей среды. Стоит помнить, что низкая прокачиваемость масла усугубляет износ деталей двигателя в момент его запуска.
В развитии автомобилестроения, а точнее разработок новых моделей двигателей существуют определенные тенденции:
- Производители стараются повысить так называемую «литровую мощность» своих двигателей, то есть выжать по-больше лошадок из того же объема двигателя. Пути решения: прямой впрыск топлива под давлением, что меняет состав топливно-воздушной смеси в цилиндрах, введение наддува воздуха, и т.д. Эти ходы по модернизации двигателей имеют свои «побочные эффекты»: моторное масло быстрее окисляется, образуются высокотемпературные отложения. Поэтому существует объективная необходимость для усовершенствованных двигателей разрабатывать усовершенствованное моторное масло.
- Чтобы сэкономить на весе самого двигателя, производители зачастую уменьшают объем систем смазки, таким образом объем моторного масла в двигателе снижается, а циркуляция масла в двигателе увеличивается, а значит, ускоряется и окисление моторного масла. Это порождает необходимость обязательного присутствия дополнительных антиокислительных и диспергирующих (или очистительных) присадок в моторном масле.
Таким образом, сама по себе конструкция двигателя автомобиля той или иной модели и марки подразумевает, что моторное масло должно строго соответствовать рекомендациям производителя по классу моторного масла. Но ведь это еще не все! Следующий немаловажный фактор – условия эксплуатации конкретно данного автомобиля. Мы не будем останавливаться на значении верного подбора зимних, летних или всесезонных масел, так как это достаточно очевидный момент. Подчеркнуть хочется другое: если водитель грешит ездой на недостаточно прогретом двигателе или не всегда уверен в достаточно высоком качестве используемого топлива, то стоит позаботиться о том, чтобы защитить двигатель маслом с высокими диспергирующими свойствами.
Для каждой модели двигателя существуют рекомендации производителя по выбору моторного масла, и самый простой вариант – это следовать им. Но иногда ведь хочется и сэкономить, правда? Можно ли в обход рекомендаций производителей выбрать другое моторное масло и не убить при этом двигатель?
Опытные автомобилисты утверждают, что вполне можно. Существует несколько классификаций моторных масел международного уровня: SAE, API, АСЕА, а в придачу к ним старый добрый ГОСТ 17479.1-85. Секрет успешного выбора моторного масла, прежде всего, базируется на соответствии класса выбранного автовладельцем масла тому классу моторного масла, который рекомендует производитель двигателя.
К примеру, если производитель порекомендовал масло класса SE по системе API, то в переводе на язык ГОСТа, это означает, что данному типу авто подойдет масло с маркировкой Г1 (Для высокофорсированных бензиновых двигателей, эксплуатируемых в тяжелых условиях, которые способствуют окислению масла, образованию всех видов отложений и ускоренной коррозии.) Разобраться в соответствии разных маркировок, в наше время довольно несложно, так как, во-первых, существуют множество сводных таблиц по соответствию классов моторных масел, а во-вторых, большинство производителей и поставщиков предусмотрительно маркируют свои масла по всем существующим классификациям сразу (как видно на фото).
Ну и конечно, при выборе правильного машинного масла стоит учитывать репутацию производителя и конкретного бренда моторного масла. Тут, пожалуй, сложно придумать что-либо более надежное, чем рекомендации «сарафанного радио», будь-то соседи по гаражу, знакомые работники СТО или же отзывы автолюбителей, оставленные на заслуживающих доверия интернет-ресурсах.