Тиснение – это способ нанесения изображения на поверхность при помощи нагретого клише. Таким образом можно наносить изображения на поверхность самых различных материалов: кожи, дерева, бумаги, картона и, конечно же, пластмасс.
Метод тиснения используется для декоративного оформления различной полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, этикеток и т.д. Но кроме декоративной функции, такое изображение часто несет еще и информативную: тиснение текстовой информации получило широкое распространение.
И, наконец, нельзя не упомянуть роль тиснения, как метода защиты от подделок. Для этого, как правило, используют сложное клише с высоким разрешением. Такое тисненное изображение на упаковке, к примеру, должно быть легко узнаваемым для потребителя, с одной стороны, и трудно воспроизводимым в случае отсутствия оригинального клише, с другой стороны.
Виды тиснения
Различают несколько видов тиснения:
- Плоское тиснение фольгой — тиснение, в процессе которого между нагретым клише и материалом помещается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности материала.
- Конгревное тиснение без фольги — это способ придания рельефа прессованием материала между клише (матрицей) и пуансоном (контрматрицей). Изображение получается выпуклым. Конгревное тиснение без фольги может быть выполнено холодным способом или с подогревом клише до 60 °С.
- Конгревное тиснение с фольгой — метод тиснения, позволяющий за один оттиск переносить фольгу на поверхность и одновременно придавать рельеф. Конгревное тиснение с фольгой позволяет вдвое сократить время на нанесение изображения, однако этот метод требует нагревания клише до 110 — 160°С. Кроме того, необходимо более дорогое оборудование.
- Блинтовое (или «слепое») тиснение –метод, позволяющий получить гладкий оттиск не текстурной поверхности. Для получения более гладкого и глянцевого оттиска используются специальные пленки.
Клише для тиснения
Клише для тиснения может быть полимерным, цинковым, магниевым, медным, латунным или из другого металла. Закрепленное на плиту станка клише нагревают до нужной температуры. В случае тиснения фольгой клише разогревают до 105-120 °С градусов, при конгревном тиснении используется диапазон температур от комнатной до 160 °С, а при блинтовом температура клише зависит от материала поверхности: для кожи — 120-210 °С, для кожзама – 80-180 °С , для дерева – 250 °С.
Фотополимерные клише — наиболее простой и дешевый вариант, однако имеет ограниченную тиражестойкость. Такие клише используются, как правило, для изготовления небольших тиражей (100-2000 экземпляров). Полимерное клише может иметь толщину от 1 мм до 1,75 мм. Для его изготовления потребуется лишь макет изображения на пленке, источник УФ-излучения и вода для промывки – весь процесс занимает 15-20 минут.
Технологический процесс изготовления фотополимерных клише состоит из нескольких этапов:
- Из фотополимерной пластины вырезается заготовка нужного размера.
- Заготовка засвечивается через пленку-оригинал на засветочном устройстве, благодаря этому происходит полимеризация (затвердение) светочувствительного слоя в местах засветки. Засветочное устройство состоит из вакуумного стола, накрытого сверху матовой вакуумной пленкой. Над столом размещены несколько УФ-ламп мощностью 40-80 Вт каждая.
- На рабочем столе вымывного устройства незасвеченные участки фотополимера вымываются слабощелочным раствором. Вымывное устройство включает рабочий стол, покрытый листом магнитной резины, и металлическую ванну с закрепленными на ее дне вымывными щетками. Рабочий стол с закрепленной на нем фотополимерной заготовкой производит медленные вращательные движения по щеткам. Щетки, скользя по поверхности заготовки, удаляют из пластины незасвеченные частицы фотополимера. После вымывания щелочью на пластине образуется необходимый рельеф клише.
- После этого заготовка высушиватся на специальных лотках в сушильной установке. В процессе сушки из пластины удаляются остатки щелочного раствора, и фотополимерное клише приобретает свои окончательные размеры.
- Последний этап – окончательная засветка. Она необходима, поскольку во время основной засветки фотополимер полимеризуется лишь частично, позволяя вымывать незасвеченный фотополимер. Это связано с тем, что время засветки фотополимера строго регламентировано. Окончательную полимеризацию проводят в засветочном модуле без использования пленки-оригинала. Пластину засвечивают до полной полимеризации фотополимера (затвердевания). После этого фотополимерное клише готово к работе.