Экспорт нефти стран картеля также сократился, но в значительно меньшей мере, чем добыча. Это необычное расхождение ослабляет эффект от сделки нефтедобывающих стран, заключенной в ноябре 2016 года, направленной на снижение предложения для поддержки цен, замечают трейдеры и аналитики.
Теперь Саудовская Аравия требует уже не только сокращения добычи, но и эффективного мониторинга соблюдения обязательств.
В прошлом снижение добычи картеля приводило к сопоставимому уменьшению экспорта. Но на сей раз некоторые страны ОПЕК продают нефть из имеющихся запасов или снижают внутреннее потребление, что увеличивает объем нефти, доступной для поставок за рубеж и без сокращения добычи.
Товарно-сырьевые трейдеры и нефтяные хедж-фонды в частных беседах доводят до сведения саудовских чиновников, что неожиданно высокие уровни экспорта способствуют сохранению низких цен. Во вторник нефть Brent торговалась примерно по 54 доллара за баррель, то есть примерно на 5% ниже достигнутого в прошлом январе 18-месячного максимума.
Для Саудовской Аравии одной из ключевых причин новых усилий по ограничению предложения является планируемое IPO госкомпании Saudi Aramco Oil Co., которая может быть оценена выше при росте цен на нефть.
Однако любые предложения могут встретить сопротивление других стран картеля, которые зачастую не склонны делиться информацией по добыче, рассматриваемой как государственный секрет. В совокупности страны, входящие в ОПЕК, контролируют более 40% мировой нефтедобычи.
Рынку важен именно объем экспорта.
Именно его сокращение в конечном итоге поддерживает цены на нефть.
– говорит Джон Холл из британской Alfa Energy.
По сравнению с октябрем 2016 года экспорт ОПЕК уменьшился лишь на 213 000 баррелей в день, согласно компании Kpler, которая отслеживает транспортные поставки нефти. Это на один миллион баррелей в день меньше, чем обещал картель. В настоящее время добыча ОПЕК примерно на 880 000 баррелей в день ниже, чем в октябре 2016 года, согласно Международному энергетическому агентству.
Саудовская Аравия уже начала резко сокращать экспорт нефти, доведя его в августе до 6,6 млн баррелей в день против 7 млн баррелей в день в июле, согласно Kpler. На совещании нефтедобывающих стран в июле в Санкт-Петербурге (Россия) министр нефти Саудовской Аравии Халед Аль-Фалих, объявив о планах по снижению экспорта, предложил другим странам последовать примеру королевства.
Ключевым показателем для финансовых рынков стал экспорт.
– заметил Аль-Фалих, предложив новый метод контроля и надзора над поставками ОПЕК.
В целом экспорт ОПЕК в августе упал на 639 000 баррелей в день по сравнению с июлем, согласно Kpler, причем в наибольшей мере этому снижению содействовали Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Алжир, Ангола, Иран и Кувейт увеличили экспорт в августе.
Хотя публично ни одна страна ОПЕК не стала спорить с Аль-Фалихом, согласно осведомленным источникам, в картеле считают снижение экспорта трудной задачей.
Любое изменение критериев, по которым ОПЕК оценивает колебания предложения, «потребует много работы и нового механизма мониторинга», отметил один из саудовских чиновников. Согласно источнику в картеле, в ОПЕК в настоящее время работают над инструментарием, с помощью которого можно ввести новые правила.
Но даже если ОПЕК найдет способ поддержать цены, сфокусировавшись на экспорте, эффект может обесцениться из-за скачка добычи сланцевой нефти в США, производители которой в последнее время быстрее реагируют на цены, чем традиционные нефтяные компании. Рост добычи США ограничивает потенциал роста цен на нефть, несмотря на меры ОПЕК.
В ОПЕК намекают, что картель вряд ли сможет быстро договориться об использовании экспорта как нового критерия оценки. Исторически картелю было сложно добиться полного соблюдения квот каждой страны.
А экспорт «будет еще сложнее контролировать», чем добычу, учитывая недостаток опыта ОПЕК в этом вопросе, заметил Холл из Alfa Energy. «Но если это все же получится, ОПЕК подаст сильный сигнал», – добавил он.
Еще до встречи в Санкт-Петербурге саудовские чиновники, включая Аль-Фалиха, провели 7 июля встречу в Лондоне с некоторыми хедж-фондами.
Согласно осведомленному источнику, Аль-Фалих «хотел понять, почему ралли цен не состоялось».
Саудовский министр пообщался с основателем хедж-фонда BBL Commodities Джонатаном Голдбергом, который ранее работал в Goldman Sachs Group Inc. и Glencore PLC, а также с Пьером Андюраном, владеющим Andurand Capital Management LLP.
Позиция Голдберга и Андюрана была откровенной. Они прямо указали, что ОПЕК, сократив добычу, почти не уменьшил поставки на мировой рынок.
Еще до решения снизить экспорт Саудовская Аравия реализовывала нефть из хранилищ. Россия, которая не является членом ОПЕК, наращивала экспорт нефтепродуктов. Иракский экспорт оставался устойчиво высоким. Проще говоря, ОПЕК не предпринимала достаточно усилий для сокращения мирового избытка предложения, заявили Голдберг и Андюран.
По словам осведомленного источника, Аль-Фалих, похоже, не понимал, «насколько участники рынка обеспокоены тем, что производители нефти не следуют духу (соглашения) о снижении добычи».
Однако ставки для саудовского министра нефти высоки. В прошлом году Аль-Фалих убедил принца Мухаммеда бен Салмана снизить добычу, чтобы добиться роста цен до 60 долларов за баррель, согласно осведомленным источникам. По их словам, это минимальная цена нефти, пои которой королевство, как оно считает, сможет успешно провести IPO Aramco.
Однако после договоренности ОПЕК нефть так и не подорожала до 60 долларов. В конце июня саудовский министр нефти намекнул, что теряет терпение.
Доверие ко мне падает.
– отметил Аль-Фалих в текстовом сообщении, разосланном министрам нефти стран ОПЕК.