Со временем, очевидно, получат более широкое распространение геотехнологические методы добычи полезных ископаемых, позволяющие с поверхности управлять физическими и химическими процессами, происходящими на глубине. Расширится перечень руд, которые можно будет добывать с их помощью.
Здесь тоже много дела для творческой мысли. Например, чтобы получить способом подземной выплавки 100 килограммов серы, надо потратить до 2 тонн воды. Казалось бы, можно организовать замкнутый цикл и многократно закачивать в скважину одну и ту же веду. Но, к сожалению, вода, вернувшаяся из скважины, оказывается настолько минерализованной, что после нескольких повторных нагнетаний все трубы забиваются минеральными солями.
Ни один существующий ныне способ не позволяет извлечь без остатка все содержащиеся в руде полезные компоненты. Повысить полезную отдачу руд можно в результате как более полного выделения основного вида сырья, так и извлечения попутных элементов. Исторически сложилось так, что большинство горно-обогатительных предприятий ориентировано на получение какого-либо одного полезного продукта. Такой подход не может удовлетворить требования промышленности будущего. Почти каждая руда содержит не менее десятка ценных элементов, которые могут и должны быть употреблены на пользу народному хозяйству. Так, вместе с газом можно добывать конденсат, идущий на изготовление бензина и дизельного топлива; некоторые виды нефти могут стать источником серы, а сопровождающие их пластовые воды способны дать поваренную соль, бром, йод и стронций.
Необходимо проектировать такие обогатительные фабрики, которые могли бы обеспечить комплексное освоение минерального сырья. Надо создать новую технологию обогащения, которая позволила бы извлекать попутные элементы. И наконец, надо построить эти предприятия и воплотить в жизнь самые смелые проекты.
При разработке многих месторождений горняки вынуждены непрерывно откачивать подземные воды. Иногда на тонну добытого минерального, сырья приходится несколько десятков тонн поднятой на поверхность воды. Это неизбежно влечет за собой нарушение водного режима района, где находится карьер или рудник; наносит урон сельскому хозяйству.
Там, где добывают уголь, высятся около шахт высокие конусы отработанной породы – терриконы. Угольные частицы и обломки сланцев часто воспламеняются. День и ночь курятся они, отравляя окрестности дымом и гарью. Прекратить тление терриконов и вообще избавиться от них, восстановить природный гидрологический баланс – это тоже насущная задача специалистов, изучающих недра, их долг в деле охраны природной среды.
Фото: olegasphoto.com.ua