Со вчерашнего дня и по 31 декабря 2025 г. при ввозе на территорию Республики Беларусь физлица освобождаются от уплаты НДС и таможенной пошлины. Стоит отметить, что нововведение распространяется только на легковые электромобили (не гибриды) для личного пользования гражданами РБ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории республики.
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уплатить НДС и пошлину в прежнем порядке, однако при последующей продаже автомобиля физическому лицу, покупатель вправе обратиться за возвратом НДС и пошлины. В случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретают электромобиль или зарядную станцию для собственных нужд (при условии эксплуатации на территории РБ), они получают право на инвестиционные вычеты.
Основные документы, регламентирующие это нововведение, это: Указ Президента Республики Беларусь № 92 от 12 марта 2020 г. «О стимулировании использования электромобилей», а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.03.2020 № 29, согласно которому:
… на электромобили на период с 4 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года ставки в размере 0% и по ввозной таможенной пошлине, в период с 15 июня 2020 года по 31 декабря 2021 года в отношении ввозимых физическими лицами электромобилей для личного пользования таможенные пошлины, налоги уплате не подлежат.
И в данном случае под электромобилями понимаются легковые автомобили категории М1 или М1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем и классифицируемые в подсубпозиции 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС.
Предпосылки бума на электрокары в Беларуси
Планируемый в ближайшем будущем запуск Островецкой АЭС, как ожидается, сделает Республику «энергоизбыточной», поэтому власти готовят инфраструктуру для плавного перехода легкового частного автопарка от потребления углеводородов к потреблению электроэнергии. Как заявил в минувшую среду посол Беларуси в России Владимир Семашко: «… первый энергоблок заработает на 100-процентную мощность в феврале 2021 года. И только в мае 2022 года, предположительно, будет запущен второй энергоблок БелАЭС.».
Большинство мер по стимулированию использовании электротранспорта регламентированы тем же Указом № 92. И вот некоторые из них:
- Владельцы электромобилей освобождаются от уплаты за пользование автомобильными парковками, находящимися в коммунальной собственности.
- На автомобильных парковках, находящихся в коммунальной собственности, по нормам на 2020 год должна быть оборудована 1 зарядная станция на 150 парковочных мест, при этом к 2025 году этот показатель должен составить 1 зарядную станцию на 50 парковочных мест.
- РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» опредеяется как государственный оператор, осуществляющий функции по созданию и развитию государственной зарядной сети для зарядки электромобилей.
Напомним, что несколькими днями ранее, «Белоруснефть» объявила, что с июля 2020 г зарядка электрокара станет платной и составит 30-40 копеек за 1 кВт/ч. До этого, сеть зарядных станций работала в тестовом режиме на бесплатной основе.
Насколько это выгодно?
На сегодняшний день сеть зарядных станция «Белоруснефть» насчитывает в общей сложности 162 пункта, более половины из которых находятся в столице.
В Беларуси внедряют европейский стандарт зарядных станций для электромобилей, с разъемом CCS Combo 2 на быстрых зарядных станциях. По этой причине, владельцы электрокаров, импортированных из США, где используется американский тип CCS Combo 1, вынуждены пользоваться переходниками.