Далеко не у всех начинающих предпринимателей имеются средства на открытие и раскрутку нового бизнеса. Большинство сталкивается с нехваткой финансов. Начинающие бизнесмены начинают рассматривать варианты с банковским кредитованием, получением грантов, государственной субсидии. Если ни один из них не подходит, стоит прибегнуть к краундфандингу, краундлендингу или краудинвестингу. Такие способы привлечения инвестиций используются во многих областях бизнеса, в том числе и предприятиями полимерной индустрии. Но сначала нужно понять, чем отличаются эти формы краудфинансирования.
Что такое краудфандинг
Краудфандинг является особой формой инвестирования, во многом напоминающей благотворительность. Человека, вложившего деньги в проект, принадлежащий другому лицу, могут отблагодарить письмом или выслать ему разрабатываемый товар до того, как тот поступит в продажу. Он также может получить пожизненную скидку на приобретение продукции. Форма благодарности определяется фантазией автора проекта, собирающего деньги на его реализацию.
Краудфандинг пользуется огромной популярностью среди творческих лиц. Таким способом осуществляется сбор денег музыкантами и художниками, а также людьми, специализирующимися на создании компьютерных игр.
В России насчитывается несколько площадок для краудфандинга и самая известная среди них – Бомстартер.
Краудлендинг его формы и отличие от краудфандинга
Краудлендингом называется инвестирование, имеющее формат кредитования. «Кредиты» выдаются предпринимателям через финансовую платформу. При такой форме инвестиций в год реально получать до 30% прибыли.
Краудлендинг бывает двух видов:
- p2p-кредитование;
- p2b-кредитование.
В первом случае одно физическое лицо выдает кредит другому. Во втором – физическое лицо предоставляет деньги в кредит юридическому лицу (организации).
К краудлендингу прибегают многие предприниматели. Этот вариант для них более выгодный по сравнению с банковским кредитованием. Процентная ставка в краудлендинге ниже, а залог отсутствует.
В РФ самой известной площадкой является Город Денег, а за рубежом – Lendingclub.
Краудинвестинг и его особенности
Под краудинвестингом подразумевается кредитование малого бизнеса. Существуют организации, которым требуются денежные вливания. Они располагают акциями и предоставляют их инвесторам в обмен на финансы. Если организация не располагает акциями, человеку изъявшему желание сделать инвестиции предлагают иные варианты получения долги в бизнесе.
Краудинвестинг объединяет в себе преимущества краудлендинга и венчурных вложений. Распределение требуемого организации «кредита» между несколькими инвесторами, увеличивает шансы собрать конечную сумму. Более подробно о плюсах, минусах и рисках краудинвестинга можно узнать на dgtlaw.ru.
Самая популярная зарубежная платформа для краудинвестинга – Crowdcube, ее российский аналог – Starttrack.
Граница между краудлендингом и краудинвестингом едва заметна. Многие путают эти форматы инвестирования, их можно назвать взаимозаменяемыми.
Что предпочесть?
Краудфандинг – это более объемное понятие, в котором часто входит краудлендинг с краудинвестингом. Под этим словом часто подразумевается сбор денег на какую-то конкретную цель, реализацию определенной идеи. Она необязательно должна быть коммерческой. Многие осуществляют сбор денег на благотворительные цели.
Краудфандинг является отличным решением для творческих личностей, занимающихся написанием книг, картин, музыки.
В качестве примера можно привести группу музыкантов, собирающих деньги на организацию первого концерта (аренду зала, покупку звукового оборудования). Участникам денежного сбора они могут предложить преференции в виде дешевых билетов или какой-то части прибыли от предстоящего мероприятия.
Или допустим, малоизвестная компания желает снять фильм и предлагает людям, которые инвестируют в проект деньги, эксклюзивное право на участие в съемках.
К краудлендингу часто прибегают предприниматели, а к краудинвестингу – представители малого бизнеса. Последний из вариантов подходит компаниям, которые владеют акциями и готовы предоставить инвесторам долю в своей организации. Эта форма кредитования обычно обладает коммерческой направленностью и чаще всего требует более крупных инвестиций по сравнению с краудфандингом и краудлендингом.
Если идея кажется привлекательной, шансы собрать нужную для ее реализации сумму путем краудфандинга и его форм, довольно велики. Этот формат популярен не только в РФ, но и за рубежом.