Страсти по нефти принимают необыкновенный накал. Эксперты один за другим пересматривают свои прогнозы в сторону понижения, представители нефтяного бизнеса и правительств стран-экспортеров пытаются сохранить хладнокровие, а тут еще Иран «подкрался незаметно».
Для того, чтобы понять, что же в действительности будет происходить с ценами на нефть в 2016 году, а в частности – в первом полугодии, нужно обратить внимание, какими аргументами так умело жонглируют эксперты при составлении прогнозов цен на нефть. Еще один немаловажный фактор – это субъективные желания экспертов. Традиционно, более высокую планку склонны называть те эксперты, которые заинтересованы в высоких ценах. И наоборот.
Нефть 2016: Фактор Ирана
Извести о том, что Иран после снятия санкций вернется на нефтяной рынок, уже обрушили цены на нефть. Тем не менее, сегодня, когда санкции, наконец, официально отменены, почти все эксперты прогнозируют новое падение цен на нефть. Ссылаются они при этом, как правило, на обрушение котировок в Саудовской Аравии на фоне новостей об отмене санкций. Но дальше мнения расходятся: будет ли это кратковременный (на несколько дней) провал цен, или нефть уйдет ближе к 20$ за баррель до конца первого квартала.
Мы уверены, что вскоре после снятия санкций нам удастся увеличить ежедневные поставки нефти на 500 тысяч баррелей, а после 6-7 месяцев увеличим экспорт на миллион.
— заявил министр нефти Ирана.
Но не все поверили ему на слово. Так, советник Института современного развития Никита Масленников, к примеру, считает, что Иран сможет увеличить экспорт нефти не более чем на 300 тысяч баррелей в сутки. Он аргументирует свое предположение тем, что для интенсивного наращивания нефтедобычи Ирану потребуются значительные инвестиции, а при общей тенденции значительного оттока инвестиций из сферы нефтедобычи, инвесторов найти будет сложно.
Но проблема заключается в том, что мировые нефтяные гранды уже сбросили в прошлом году свои инвестиционные объемы примерно на 25-30%, в этом году ожидается еще снижение примерно на 20% инвестиционной активности ведущих нефтедобывающих компаний.
— говорит Масленников.
Не стоит забывать, что вместе со снятием санкций Иран получит также доступ к своим замороженным ранее счетам, средства с который потенциально могут быть инвестированы как раз в нефтедобычу.
Во время действия санкций Иран ведь не уходил с рынка нефти полностью: он экспортировал около 1 млн. баррелей в день в Китай, Индию, Турцию, Японию и Южную Корею. И сейчас уже есть сведения, что заявленные 500 тыс. баррелей в день будут уходить, в основном, в Китай.
Интрига сохраняется в том, кого же потеснит Иран на Китайском рынке: дружественную Россию или Саудовскую Аравию? Учитывая, что Саудовская Аравия приложила немало усилий, чтобы сбросить цены на нефть громкими заявлениями, этот момент приобретает особую остроту.
Несмотря на то, что Саудовская Аравия, уронив цены на нефть, потеряла 20% своего ВВП, проиграла $1 трлн и сократила бюджет на 15%, она может продолжить демпинг вопреки всякому здравому смыслу. Если политическое и религиозное противостояние саудитов и Ирана сублимируется в борьбу за китайский рынок, то падение нефтяных котировок может побить любые, даже самые пессимистичные прогнозы.
Сам же по себе фактор возвращения Ирана на рынок, по мнению многих экспертов, это всего лишь (уже устаревшая) новость, которая уже оказала намного большее влияние на снижение цен на нефть, чем мог бы оказать сам факт отгрузки лишних 500 тыс. баррелей. Сказываются моральные ожидания покупателей, что предложение увеличится, а значит, цены и дальше будут падать бесконечно.
Нефть 2016: Фактор доллара
Аналитики банка Morgan Stanley ожидают, что в текущем году цены на нефть упадут до $20 за баррель, исключительно благодаря укреплению курса доллара.
Нефть 2016: Фактор спроса и предложения
Основатель и генеральный директор нефтяной компании Continental Resources Хэрольд Хэмм, которого называют пионером сланцевой революции в США, прогнозирует, что в 2016 году цены на нефть вырастут до $50–60 за баррель.
Ключевой пункт — это возвращение к равновесию спроса и предложения. Мы ожидаем этого во второй половине года.
— подчеркивает он.
Он также считает, что в американской нефтяной отрасли все не так плохо:
Сейчас не та ситуация, что в 1980-х. Большинство компаний располагают долгосрочными кредитными линиями, по которым не придется расплачиваться завтра. Они смогут справиться с текущей ситуацией.
А между тем, Управление энергетической информации США (EIA) изменило свои прогнозы на 2016 год:
- Добыча нефти в США упадет на 570.000 в суткии составит 8,76 миллиона баррелей в сутки.
- Спроса на нефть в США в будущем году вырастет на 160.000 баррелей в сутки.
- Рост мирового потребления составит 1,37 миллиона баррелей в сутки.
Стоит отметить, что прогноз был сделан еще в декабре, то есть до обвала котировок в Китае. И теперь все с нетерпением ждут, как поведут себя китайские котировки на этой неделе. Если будут негативные прогнозы по развитию экономики Китая, то вероятно прогноз роста спроса на нефть также будет пересмотрен.
Но в целом, учитывая вдобавок, что Россия заявила о сохранении объемов нефтедобычи на уровне 2015 года, Казахстан заявил о снижении на 2,5 млн тонн в год (это на 50 500 баррелей в день меньше, чем в 2015 году), проводятся меры по борьбе с контрабандой нефти из Сирии, эмир Катара шейх Тамим бин Хамад аль-Тани едет в Москву на переговоры, а Венесуэла предлагает созвать экстренный саммит ОПЕК, несложно предположить, что большинство стран-экспортеров нефти воздержатся от наращивания нефтедобычи или вовсе готовы ее сократить.
По мнению вице-президента Роснефти, Михаила Леонтьева, нефтяной рынок в нынешнем состоянии в минимальной степени определяется спросом и предложением.
В долгосрочном плане он, конечно, всегда будет ими определяться. Но нынешний рынок находится под давлением манипуляций, и спрос и предложение здесь ни при чем.
Нефть 2016: Фактор спекуляций
Хор голосов о том, что в скором времени нефть рухнет еще быстрее и глубже стал чрезвычайно громким. Но тому может быть несколько объяснений.
Не секрет, что негативные прогнозы сами по себе усиливают падение цен.
Для нефтяных компаний и стран-экспортеров не так страшно кратковременное резкое падение, как стабилизация относительно низких цен на более длительный срок. К примеру, министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино высказал мнение, что нужно провести внеочередную встречу ОПЕК: «иначе нынешний избыток предложения нефти на мировом рынке угрожает дальнейшим снижением цен на $10 с текущего уровня». То есть налицо попытка, благодаря негативному прогнозу, тактикой устрашения повлиять на ОПЕК и добиться нужной реакции. И в этом случае «снижение на $10», вполне может оказаться не столько взвешенным прогнозом, сколько яркой метафорой.
Играть на понижение, путем распространения негативных прогнозов – это не ново. Страны-потребители нефти, пусть даже при выравнивании спроса и предложения в 2016 году, все равно хотят покупать нефть по таким же скромным ценам, как если бы рынок снова был переполнен нефтью.
И наконец, всегда есть категория заинтересованных лиц, которые занимаются чистой перепродажей нефти. При наличии информации о стабилизации нефтяного рынка в течении нескольких месяцев на уровне $60, они будут отчаянно играть на понижение в информационном пространстве, и скупать дешевую нефть, пока котировки стремятся вниз. Начало года – самое удобное время для таких манипуляций, в связи с недостатком информации на рынке. Еще впереди все громкие заявления, которые сообщат миру о планах по нефтедобыче на 2016 год в точных цифрах по странам, о положении дел на ведущих рынках и о планах крупных нефтеперерабатывающих компаний.
Нефть 2016: Фактор войны
Нынешний нефтяной кризис необычен тем, что цены на нефть не повышаются из-за военных действий в нефтедобывающих странах. Но только до тех пор, пока нефтяная инфраструктура не под угрозой уничтожения. Однако, как отмечают некоторые эксперты, в случае серьезных разрушений нефтяной инфраструктуры, вполне реален резкий взлет цен на нефть и до $100 за баррель, но не надолго.
Нефть 2016: Фактор зеленой энергетики
Тенденция перехода на альтернативные источники энергии, безусловно, влияет на снижение нефтяных котировок, но в длительной перспективе. Еще более значительное влияние оказывает тенденция сокращать энергоемкость производств. Однако, эти явления пока не снижают спрос на нефть, а лишь замедляют рост спроса.
Век зеленой энергетики, безусловно, когда-нибудь наступит, но еще не в 2016 году, и даже не через 10 лет, как предрекает господин Грефф. Вполне возможно, десятилетия хватит на то, чтобы решить проблему заправки электромобилей в крупных городах и увеличить их долю в автопарке. Вполне возможно, что доля использования солнечной электроэнергии для беспилотников возрастет. Повысятся технологии, бюро метеонаблюдений по всему миру будут регулировать эффективное использование солнечной и ветряной энергии на производствах. Вырастет доля зеленой энергетики в жилом фонде. Но углеводороды не могут быть «списаны в запас» до того, пока на солнечной энергии не полетят лайнеры и транспортные самолеты, не поплывут корабли, не заработают крупные заводы тяжелой промышленности в северном полушарии. А пока на эту тему можно лишь фантазировать.
Мнение, высказанное Германом Грефом, вызвало неоднозначную реакцию со стороны российских чиновников и политиков. Тем не менее, отметим, что еще 10 месяцев назад мы подробно рассматривали данную тенденцию и представили объемный аналитический обзор по данному вопросу в своей статье «Нефтяной кризис или энергетическая эволюция«. Мы будем следить за развитием событий.