Полистирол, АБС и вспененные полимеры уже давно зарекомендовали себя как надежный материал для строительной отрасли, упаковки, автопрома, бытовой техники. Однако снижение спроса вынуждает предприятия по выпуску стирольных пластиков искать новые области применения. Существуют ли они? Как утверждают производители – да, нужно лишь посмотреть на рынок чуть шире.
Тринадцатая международная конференция «Полистирол, АБС и вспененные полимеры 2016», организованная компанией INVENTRA, состоялась в Москве 27 сентября. Партнером мероприятия стала компания «Пластик Узловая», информационным спонсором – журнал «Полимерные материалы».
«Рынок стирольных пластиков России по итогам прошедшего года неплохо себя чувствует, — отметил в приветственном слове управляющий директор Группы CREON Сергей Столяров. – В производстве налицо положительная динамика, и это несмотря на кризис. Не могу не отметить импортозамещение, оно есть. Остаются некоторые вопросы по марочному ассортименту, но компании работают над этим. Со спросом не все так радужно, он снижается за счет общего падения основных потребляющих сегментов».
За первое полугодие 2016 г. объем производства ПС составил 259.4 тыс. т, что на 4 тыс. т больше, чем за аналогичный период 2015 г. Небольшой рост наблюдался по всем видам полистирола, сообщил эксперт. Что касается структуры производства, она практически не изменилась: 73% приходится на полистирол общего назначения и ударопрочный, 24% — на ПСВ, 3% — на АБС.
К существенным изменениям по деятельности компаний можно отнести 20%-ный рост производства АБС-пластиков на предприятии «Пластик» и падение почти на 80% производства вспенивающихся полимеров стирола на «Ангарском заводе полимеров».
Потребление полистирола в России в 2015 г. докладчик оценил в 570 тыс. т, и это выше уровня 2014 г. За первое полугодие нынешнего года спрос достиг 300 тыс. т.
«Последние три года наблюдается сокращение импортных поставок стирольных пластиков, — говорит Константин Нижегородов. — В первую очередь это связано с падением курса рубля». Если в 2013 г. импорт достигал 200 тыс. т, то в 2015 г. составил всего 120 тыс. т. Однако в первом полугодии текущего года, отметил эксперт, опять наметилась тенденция к росту. В структуре импорта преобладает полистирол общего назначения и ударопрочный. Основные поставщики – это Styrolution и LG Chem.
Экспорт полистирола в последние годы стал гораздо привлекательнее для российских производителей, причина тому – падение рубля. Так, показатель в 2014 г. превысил предыдущий год почти вдвое. Однако в 2015 г. произошел отскок, в 2016 г. тренд сохраняется – за первое полугодие вывезено всего 30 тыс. т ПС. Ключевыми потребителями российского полистирола являются Украина и Белоруссия, их совокупная доля – около 70%.
Каким видит рынок крупный российский производитель АБС и ПСВ – компания «Пластик»? По итогам 2015 г. объем российского рынка АБС составил 40.5 тыс. т, это на 15% меньше показателя, зафиксированного годом ранее. При этом, сообщила Анна Даутова, генеральный директор ТД «Пластик», продажи «Пластик Узловая» на внутренний рынок, напротив, выросли.
Видимое потребление АБС за июнь-август текущего года увеличилось на 40% по сравнению с летом 2015 г. и достигло 10.4 тыс. т. Эксперт считает это фактором, подтверждающим, что «дно» в рынке АБС было пройдено в 2015 г., и далее ожидаются стабилизационные тренды, а возможно, и продолжение роста рынка.
По итогам первого квартала 2016 г. производство АБС в России составило 6 тыс. т, это на 34% превышает показатель за аналогичный период предыдущего года. Г-жа Даутова подчеркнула, что впервые внутреннее производство превысило импорт, который упал почти на 17%. Таким образом, доступность локального материала дает возможности для восстановления активности в переработке.
Эксперт с сожалением отметила, что за восемь месяцев 2016 г. потребление АБС в России составило всего 23 тыс. т. А между тем потенциал применения этого материала в нашей стране поистине огромен. В России существует как минимум шесть перспективных для применения АБС сегментов. Это малая бытовая техника, игрушки, компаунды, трубы и фитинги, спортинвентарь и медицинская техника. Так, по итогам 2014 г. в Россию было ввезено 13 тыс. т конструктора Lego на сумму $215 млн. При этом только 47% приехало из относительно близкого Китая, 28% — из Дании, а 11% — через океан из Мексики. При этом, говорит г-жа Даутова, «Пластик Узловая» уже разработала аналогичную марку АБС, которая с успехом может быть использована для детских конструкторов. В целом же потенциал рынка АБС в России – при развитии указанных сегментов – эксперт оценила в 100 тыс. т.
Говоря о сегменте ПСВ, Анна Даутова привела любопытную статистику. По итогам 2015 г. оборот розничной торговли пищевыми продуктами составил 13.4 трлн руб., из них 158 млрд – товарные потери. Из них на некриминальные потери — порчу продукции, проблемы перевозки, проблемы хранения – пришлось 16%. Связано это в том числе и с некачественной упаковкой. Решением, говорит докладчик, может стать использование ПСВ-упаковки. Она прекрасно поглощает удары, не впитывает влагу и сохраняет нужную температуру. Сейчас в структуре потребления ПСВ доля упаковки очень мала – всего 11%, это около 14 тыс. т. Потенциал же рынка ПСВ-упаковки Анна Даутова оценила в 726 тыс. т. По ее словам, «Пластик» готов увеличить производство вспенивающегося полистирола, но есть одно «но». Для упаковки нужен ПСВ без антипиренов и с фракциями менее 1 мм, такого продукта предприятие выпускает не более 30%. Нарастить объемы возможно, однако надо найти применение оставшимся 70% крупных фракций.
Сергей Столяров поинтересовался, за счет какого сырья «Пластик» планирует увеличивать производство? По словам Анны Даутовой, на текущий момент все риски по сырью нивелированы – у компании есть несколько долгосрочных контрактов с крупными поставщиками. В дальнейшем же идет расчет на увеличение производственных мощностей «НКНХ» и SOCAR.
В компании «НКНХ» на данный момент работает четыре линии по производству полистиролов совокупной мощностью 200 тыс. т, сообщила ведущий инженер-технолог компании Елена Ткачева. На установке четвертой линии предусматривается производство 14 марок полистиролов (7 основных и 7 дополнительных), предназначенных для переработки методами литья, экструзии, а также для изготовления вспененных изделий. Основные направления применения — холодильная промышленность, одноразовая посуда, медицинское и лабораторное оборудование, офисные принадлежности, XPS-плиты, БОПС-пленка и др.
Компания разработала несколько новых марок полистирола, одна из них — ПСОН 525М — уже производится серийно, остальные — ПСОН 500, УППС 945Е и УППС 825ESM — находятся на стадии опытно-промышленных испытаний. Ориентировочно они будут запущены в производство в 2017 г.
Что касается выпуска АБС, то сейчас предприятие переходит на импортозамещение в плане собственного каучука. Ряд опытно-промышленных испытаний уже проведен, были и тестовые испытания у потребителей. Как рассказала Елена Ткачева, «НКНХ» планирует выпускать и литьевые, и экструзионные марки АБС.
«Пеноплэкс» летом 2016 г. запустил производство новой марки полистирола, рассказала Ольга Заузелкова, заместитель генерального директора по снабжению, однако для рынка она не анонсируется. Марка предназначена для внутреннего использования, а именно – оптимизации технологии компании по теплоизоляционным плитам.
Строительный рынок России показывает отрицательную динамику с 2012 г. и, соответственно, тащит за собой зависимые отрасли – в частности, сегмент стройматериалов. Падает производство всех базовых видов строительных материалов – цемента, кирпича, керамической плитки, железобетона. На этом фоне рынок XPS хоть и снижается, но не так значительно. По информации директора по коммуникациям РАПЭКС Андрея Титова, в 2016 г. прогнозируется минус 8-10% к уровню предыдущего года, в 2017 рынок покажет еще минус 5%, и его объем станет меньше 4 млн м3.
В то же время доля XPS среди всех ТИМ в 2010-2015 гг. демонстрировала уверенный рост – с 6 до 10%. В ближайшие пару лет он прекратится, говорит эксперт, но и снижения тоже не будет.
Развитие рынка теплоизоляционных материалов г-н Титов связывает прежде всего с Дорожной картой повышения энергоэффективности зданий, которую утвердило Правительство РФ. К 2018 г. 10% жилых и общественных зданий России должны иметь наивысший класс энергоэффективности, к 2020 г. — 20%, к 2025 — 30%. Удельный расход электричества и тепла к 2018 г. предполагается снизить на 5%, к 2020 г. — на 15%, к 2025 — на 25%.
У «ТехноНиколь» — другой взгляд на перспективы рынка XPS. В отличие от РАПЭКС, компания на ближайшие несколько лет прогнозирует положительную динамику. По мнению операционного директора СБЕ «Полимерная теплоизоляция» Василия Ткачева, худшими для рынка годами станут 2016 и 2017, когда потребление не превысит 5 млн м3. К 2020 же оно может достигнуть показателя в 5.8 млн м3.
Прошлый год стал для переработчиков настоящей катастрофой – цена на ПСОН взлетела на 40%. Сейчас она начала снижаться, однако потребители, говорит г-н Ткачев, еще ощущают и долго будут ощущать негативное влияние того скачка. Решения на основе XPS из-за своей дороговизны начали проигрывать конкурентам. Тем не менее, разрабатываются новые формы использования этого продукта, например, утепление фасадов и защита основания при строительстве автодорог. По словам Василия Ткачева, это может стать драйвером роста потребления XPS и немного сгладить падение в жилищном секторе.
Эксперт рассказал и о новых системах, где XPS до этого не применялся. Это утепление фундаментов по типу «шведская плита» и использование для дорожного строительства не плит, а готовых блоков.
Василий Ткачев немало удивил собравшихся, когда в рассуждениях об угрозах для отрасли первым пунктом назвал «импортозамещение»: «Да, оно имеет место быть, но благо ли это? За последний год мы фиксируем явное ухудшение качества полимеров, выпущенных в России. Компании расширяют производство, но иногда без оглядки на потребителя». Вторую угрозу докладчик охарактеризовал как «отложенную»: «После роста цены на ПСОН на 40% производители XPS схватились за голову. Теперь им приходится конкурировать не только между собой, но и с другими ТИМ, которые вдруг оказались дешевле их продукции. Многие пошли по пути наименьшего сопротивления, а именно – начали снижать технические характеристики своей продукции. Это однозначно обернется снижением потребительского доверия».
В конце выступления г-н Ткачев все же подбодрил участников отрасли: «Девальвация рубля дала российскому полистиролу хороший шанс, и им надо пользоваться. Сейчас мы можем конкурировать даже с китайцами, и эти условия продлятся еще года два. Хорошая возможность протестировать зарубежные рынки и выявить своих потенциальных клиентов».
Директор Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола Юрий Савкин рассказал о ситуации в сегменте ППС, которая сейчас далеко не радужная. Пик потребления наблюдался в 2014 г. и составил 9 млн м3, в 2015 г. уже наблюдалось снижение (до 8.2 млн м3), которое продолжилось и в году нынешнем. По прогнозу эксперта, по окончании 2016 г. потребление не превысит 7.4 млн м3.
Если производители волокнистых ТИМ оптимизируют себестоимость путем снижения качества продукции и разработки удобных для этого нормативных документов, то производители ППС-плит, наоборот, повышают качество. Это происходит в том числе благодаря принятию в 2015 г. новых ГОСТов. Они предъявляют более высокие, чем ранее, требования к качеству продукции. В частности, ограничивается выпуск легких марок, что препятствует выпуску изделий с низкими прочностными показателями и высокой теплопроводностью; устанавливается требование по выпуску плит только с антипиренами, тем самым повышается их пожаробезопасность при хранении и при монтаже; расширяется возможность проектировщиков по применению ППС за счет увеличения марок изделий (20 марок).
Обзор рынка энергосберегающих фасадных систем класса СФТК представил исполнительный директор ассоциации АНФАС Михаил Александрия. СФТК – это фасадные теплоизоляционные композиционные системы с наружными штукатурными слоями. В 2015 г. по технологии СФТК было утеплено 27.6 млн м2фасадов, оценка (по результатам первого полугодия) на 2016 г. – 29 млн м2. В дальнейшем также ожидается рост примерно на 7% ежегодно.
Емкость рынка СФТК по итогам 2015 г. превысила отметку в 53 млрд руб., а в текущем году может вырасти еще на 4%.
Эксперт отметил, что СФТК на территории РФ в основном применяется при новом строительстве, в 2015 г. этот показатель составил 95%, в то время как в странах Восточной и Западной Европы основная (60-80%) область применения СФТК — это «доутепление» и реновация существующих зданий.
Сейчас при установке СФТК на объектах в РФ минеральная вата применяется гораздо шире, чем пенополистирол – 64% против 36% в прошлом году. По словам докладчика, в 2016 дельта даже увеличится, произойдет это за счет увеличения использования минваты. В странах Восточной и Западной Европы картина прямо противоположная — доля пенополистирола составляет 65-85%.
Вообще теплоизоляционные материалы (ТИМ) – даже несмотря на падение темпов строительства – сейчас развиваются динамично и практически не нуждаются в дополнительных стимулах:
Полимеры на основе стирола широко применяются и в автопроме. В частности, для работы по промышленным проектам альянса АВТОВАЗ-Renault-Nissan проводится постоянная работа по поиску и развитию локальных поставщиков АБС, рассказала эксперт по закупкам Ирина Смольякова.
Упаковку из полистирола активно теснят другие виды пластиков, но она пока не сдает позиции. «Комус-упаковка», например, не планирует полностью отказываться от ПС, говорит менеджер-аналитик по рыночной среде Владимир Логвиновский. У компании есть единственный в стране экструдер для производства БОПС-пленки для жесткой упаковки, и он работает более чем со 100%-ной загрузкой.
Участники конференции также считают упаковку драйвером роста потребления стирольных пластиков:
В завершение конференции делегаты обсудили вопрос пожарной безопасности вспененных полимерных систем. Главный научный сотрудник ВНИИПО МЧС России Наталия Константинова рассказала о проекте межгосударственного стандарта ГОСТ-30244. В нем разработана классификация строительных материалов по группам горючести, которые определяются по следующим показателям: температура дымовых газов; продолжительность самостоятельного горения и (или) тления; длина повреждения образца; масса образца до и после испытания.
В ГОСТе используется метод испытания горючих строительных материалов при прямом воздействии пламени от малой горелки. Если по результатам образец относится к группе горючих легковозгораемых материалов, то испытания по определению групп горючести (Г1 — Г4) не проводятся.
Узнать больше на предмет отраслевых мероприятий в текущем году вы сможете в нашем разделе календарь.