Вторичная переработка полимеров в России за 2018 год (итоги)

Вторичная переработка полимеров в России по итогам работы за минувший (2018) год получила свое всестороннее обсуждение на одноименной тематической конференции, организованной силами компании Inventra. Сегодня мы представляем вашему вниманию ключевые итоги данного мероприятия, демонстрирующие состояние упомянутого рынка и перспективы его дальнейшего развития в текущему (2019) году.

Коментируя наблюдаемую на рынке ситуацию и варианты возможного развития событий отраслевые эксперты указывают на то, что по настоящему значимые изменения в отношении ответственности за упаковку ожидаются к 2025 году. К этому сроку такие ведущие бренды, как Pepsico, Coca-Cola, Unilever, Werner & Mertz, Ecover, Danone-Evian и McDonalds планируют перейти на использование упаковки, которая на все 100% пригодна для утилизации и повторного использования, в связи с директивой комиссии Европейского Союза о том, что к 2030 году вся пластиковая упаковка на европейском рынке должна подлежать переработке в полном объеме и быть полностью вовлеченой во вторичный оборот.

С начала 2019 года на территории Российскоф Федерации  действует новая система по обращению с отходами: пока есть некоторые сложности, но многие участники рынка уверены, дальнейшему развитию сегмента вторичной переработки полимеров быть.

В целом, сфера обращения с отходами в России пока находится на стадии формирования: 5% отправляются на переработку, 10% – на отвечающие экотребованиям полигоны, 85% попадают на объекты, не обеспечивающие экологическую безопасность. Основные проблемы из года в год становятся менее масштабными, но все же остаются решенными не до конца. Среди прочих: размещение отходов на несанкционированных свалках, отсутствие достаточного количества объектов сферы обращения с отходами. В сегменте вторичной переработки полимеров – отсутствие сортировочных и перерабатывающих мощностей, разрозненность рынка и неразвитость системы раздельного сбора. Решать такие проблемы нужно комплексно, развивая институт регионального оператора в сфере обращения с отходами и, конечно, установить выгодные ставки и нормативы экологического сбора.

Баланс российского рынка вторичного полиэтилентерефталата (ПЭТФ) в 2018 году распределился следующим образом: потребление — на уровне 154 тыс. т, производство – 130-140 тыс. т, импорт – 10 тыс. т, включая «невидимый» импорт хлопьев из полиэтилентерефталата, используемых для производства полиэфирного волокна, экспорт – чуть больше 1 тыс. т. Крупнейшие страны-поставщики, не считая Республику Беларусь и Казахстан: Азербайджан, Украина, Литва и Великобритания.

Совокупный объем сбора ПЭТ-бутылок в странах ЕС в 2017 г. вырос на 2.9% по отношению к 2016 г., составив почти 2 млн т. Наибольший рост показали Литва, Италия, Греция и Словения. Уровень собираемости по России на сегодняшний день составляет 26%, таким образом на полигоны ежегодно отправляется примерно 400 тыс. т ПЭТ-бутылок. И несмотря на банкротство 90% переработчиков, открывшихся в течение прошедших десяти лет, новых игроков на рынке меньше не становится.

Ранее говорилось о шоковом сценарии роста ставок экологического сбора на 2019 г. (до 800% на некоторые виды упаковки), предложенном Минприроды России осенью минувшего года, но прогноз пока не сбылся. Новая версия, обнародованная в декабре прошлого года, в среднем предлагает увеличить их на 15-30%, например, ставку 47 группы (упаковка металлическая из стали), которая в 2018 г. составляла 2.4 тыс. руб./т, предлагают установить на уровне 2.6 тыс. руб./т, ставка 48 группы (упаковка металлическая из алюминия) тоже может вырасти. Других групп упаковки — из (не)гофрированного картона и бумаги, текстильных материалов, стеклянной, деревянной и пробковой упаковок — также могут коснуться изменения с ростом ставок в среднем на 1 тыс. руб./т. Максимальные изменения может претерпеть 49 группа (упаковка полимерная) и с 3.8 тыс. руб./т увеличиться до 10.4 тыс. руб./т.

В свете появившихся рисков отмены самостоятельной реализации расширенной ответственности производителя возникает логичный вопрос – к чему в итоге завышенная ставка экологического сбора будет стимулировать?


Еще по теме: