Трубопроводы, их виды и особенности, а также методы их ремонта — тема нашего сегодняшнего материала. Своей компетенцией в данном вопросе с нами и нашими читателями поделился специалист одной из профильных белорусских компаний.
Трубопроводы – инженерные сооружения, с помощью которых осуществляется транспортировка различных веществ (жидкости, газы, растворы и т.п.). Трубопроводы применяются в самых разных сферах, поэтому имеют различные параметры. Часто они приходят в негодность и требуют обслуживания.
По словам нашего сегодняшнего собеседника, приводящего в пример данные собственного предприятия, диагностирование трубопроводов осуществляет специализированных компаниях имеющая лицензию.
Классификация
-
В зависимости от давления транспортируемого вещества:
- — вакуумные – давление ниже 1 кгс/кв.см.;
- — низкого давления – 1-15 кгс/кв.см.;
- — среднего давления – 16-100 кгс/кв.см.;
- — высокого давления – более 100 кгс/кв.см;
- — безнапорные или самотечные.
- В зависимости от вида транспортируемых продуктов: паропроводы, газопроводы, водопроводы, кислотопроводы, бензопроводы, щелочепроводы, маслопроводы, рассолопроводы, нефтепроводы и др.
-
От агрессивности транспортируемых веществ:
- низкоагрессивные и малоагрессивные – вещества, вызывающие коррозию до 0,1 мм. в год;
- среднеагрессивные – вещества, вызывающие коррозию 0,1-0,5 мм. в год;
- высокоагрессивные – вещества, вызывающие коррозию более — 0,5 мм. в год.
-
Исходя из места расположения:
- внутрицеховые (работают в пределах одного помещения);
- межцеховые (соединяют установки в разных цехах или помещениях).
-
По способу расположения:
- наземные;
- надземные;
- подземные.
-
По материалу исполнения:
- стальные;
- чугунные;
- стальные с дополнительным покрытием (внутренним или наружным);
- из цветных металлов;
- из неметаллических материалов.
Разделение на группы и категории
Все трубопроводы делятся на три группы (А, Б, В) и подгруппы (а, б, в), а также пять категорий (I, II, III, IV, V).
Группы разделяют транспортируемые вещества по степени опасности: пожароопасность, взрывоопасность, вредность.
Категории позволяют разделить транспортируемые вещества, исходя из их давления и температуры.
Диагностика
Обязательная составляющая эксплуатационных мероприятий – диагностирование технологических трубопроводов, которое включает:
- контроль состояния и толщины материала трубопровода;
- контроль сварных швов;
- капиллярный контроль;
- ультразвуковую проверку кольцевых сварных швов;
- проверку вертикальных и горизонтальных отметок;
- вибродиагностический контроль;
- иные виды наблюдений.
Ремонт
Способы, позволяющие выполнить ремонт трубопроводов:
- Замена дефектного участка.
- Герметизация места повреждения снаружи.
- Герметизация места повреждения изнутри.
- Ремонт «труба в трубе».
- Смежные технологии: «чулок», U-лайнер.
Замена дефектного участка – самая распространенная технология ремонта. Как правило, этот способ применяется при наличии больших повреждений или существенного износа отдельного участка. Проще использовать этот способ на открытых трубопроводах. Данная технология весьма дорогостоящая и не всегда применима, однако, является эффективной при необходимости проведения экстренных работ.
Второй способ ремонта применяется, когда необходимо быстро локализовать утечку без замены полностью участка трубопровода. Здесь могут использоваться разные приспособления: металлические хомуты, муфты или иные прижимные устройства. В качестве уплотнителя могут использоваться резиновые прокладки, полимерные материалы, липкая лента, металлы. Если необходимо устранить мелкую трещину – применяется сварка. При этом большое распространение получил метод «холодной» сварки.
Третий вариант – это также устранение локальной утечки путем восстановления герметичности трубы, однако все работы выполняются изнутри. В трубу вводятся специальные вкладыши, кольцевые уплотнители, втулки. Другой вариант – нанесение на внутреннюю поверхность трубы восстанавливающего покрытия.
Четвертый способ ремонта – «труба в трубе» — является относительно дешевым (по сравнению с предыдущими тремя). Принцип этого метода заключается во введении внутрь поврежденного трубопровода новой трубы меньшего диаметра. Однако он имеет присущий только ему недостаток – уменьшение сечения трубопровода. При ремонте криволинейных участков вместо металлической используется гофрированная труба.
Существуют еще смежные технологии. Например, протягивание специального рукава или чулка, который с помощью клея или полимерных материалов прижимается к стенкам трубы изнутри – так называемая «чулочная технология». Другой вариант – технология «U-лайнер», которая заключается в том, что внутрь трубы на поврежденном участке вводится U-образная (или другой формы) полиэтиленовая плеть. В последствии под воздействием температуры она становится пластичной и облегает трубу изнутри.
По словам нашего приглашенного эксперта, какой бы способ ремонта не применялся, после окончания всех ремонтных работ обязательна промывка и продувка трубопровода для того, чтобы удалить остатки ремонтных веществ (песок, глина), сварную окалину или иные механические загрязнения.