Сам по себе коронавирус не изменил мир, который уже давно и сам стоял на пороге очередной научно-технологической революции, но послужил очевидным триггером для начала резких изменений в жизни общества и функционирования бизнеса.
Одной из областей, которая оказалась затронутой новыми переменами в первую очередь, стало образование, которое, справедливости ради надо отметить, и так достаточно хорошо ощущало себя в интернете, но в большей степени это касалось предметов и научных дисциплин, не требовавших какого бы то, ни было физического контакта студентов с преподавателями и (или) объектами изучения. Да, изучать языки можно и порой даже нужно благодаря интернету, но как, например, обучить слушателя практическим навыкам в области медицины или химии? Оказалось, что вопрос этот сложный, но все-таки решаемый.
О том, как коронавирус заставил перейти практическое обучение в интернет, недавно поведали сотрудники Калифорнийского Университета в Беркли (UC Berkeley), что в Калифорнии (США). Представляем вашему вниманию их экспириенс.
В связи с тем, что растущая пандемия коронавируса COVID-19 вынудила должностных лиц высших учебных заведений прекратить все лекции — большинство преподавателей и лекторов оказались застигнуты врасплох. Как оказалось, в наше прогрессивное время с активным развитием интернет-технологий и систем телекоммуникации, далеко немногие имели опыт преподавания онлайн-курсов. Большинству приходилось прилагать усилия, чтобы научиться читать лекции с помощью таких сервисов, как Zoom или Skype, а также освоить различные особенности работы своих более опытных коллег по поводу того, как вести работу на расстоянии. Справедливости ради, следует отметить, что имеющиеся на сегодняшний день сервисы в большей степени ориентированы на простое общение, но не на активное взаимодействие, которое присутствует в образовательном процессе. Впрочем, такие сервисы, как SEDU.ME уже активно внедряют-таки инструменты, которые в значительной степени повысят удобство трансфера знаний от человека к человеку, при том, практически по любой области знаний. Однако, это вопрос пусть и ближайшего, но все-таки пока будущего.
Возвращаясь к дню сегодняшнему, давайте посмотрим, как вопрос онлайн-обучения тех предметов, где требуется использование и развитие практических навыков решается в Беркли.
Практические занятия, такие как лабораторные занятия, занятия по физическому воспитанию и производительности, кажутся ограниченными.
— отмечают представители университета.
Отменив все индивидуальные занятия, администрация университета оперативно бросила все силы на запуск интерактивного обучения, в том числе и по тем предметам, где требуется практика, критически важная во многих областях.
Как вы научите танцу или театральному искусству, как изготовить вазу на гончарном круге, запустить гель, титровать кислоту или использовать микропипетку без практики и занятий в классе?
— задаются риторическим вопросом преподаватели и администрация учебного заведения.
На научных факультетах кампуса аспиранты активно приступили разработке, внедрению и освоению инновационных решений в образовательном процессе. За несколько дней до предупреждения о том, что лаборатории будут переведены в онлайн-режим, большинство из почти 110 преподавателей аспирантов (GSI) на химическом факультете работали посменно, фотографируя и снимая на видео эксперименты для девяти отдельных лабораторных курсов, начиная от вводной химии для новичков и далее по всем курсам и образовательным программам для продвинутого синтеза. Затем они упаковали мультимедиа в презентации PowerPoint, чтобы учащиеся (в общей сложности около 2500) могли загрузить, щелкнуть и получить данные, необходимые для написания и представления лабораторного отчета.
Мы хотим определенно отдать должное GSI. Они действительно сделали шаг вперед и использовали все свои умения и креативность.
Они здесь, для того чтобы изучать химию и получить в итоге докторскую степень по химии, а не по кинематографу. Но они сделали это, и они сделали это очень хорошо.
— заявила Лаура Фредриксен, руководитель отдела поддержки обучения.
Чунг-Куан Лин, аспирант второго курса, был одним из тех представителей GSI. Он взял камеру GoPro, которую обычно использовал во время катания на лыжах, и помог всего за несколько дней создать материалы, которые обычно тщательно готовились и тестировались годами.
В частности, на данном видео преподаватель-аспирант Энди Лин проводит эксперимент по измерению теплосодержания биотоплива. Участие в проведении эксперимента принимает его коллега — Ватсала Бханушали. Видео является частью учебных онлайн-материалов для Chem1AL, лабораторного курса, который в этом семестре своим шестистам студентам преподает Мишель Доуски.
Я чувствовал, что это похоже на вхождение на территорию, которую никто из нас никогда не исследовал. Мы хотели создать учебный опыт, который позволил бы студентам усваивать в своем собственном темпе, который, как ожидается, будет гораздо более продолжительным, пока они учатся дома, и в то же время мы должны были определить цели и дать очень четкие инструкции. Самая сложная часть, вероятно, заключается в немедленном поиске обратной связи; в противном случае этот опыт был бы только однобоким каналом.
— прокомментировала резкий переход учебного процесса в онлайн режим Мишель Доуски.
Потоковые лекции и часы виртуального офиса
Майкл Зуэр, доцент кафедры химии, также должен был быстро перейти на новый формат преподавания при помощи интернета, для того чтобы адаптировать свои лекции по физической химии для высшей школы к онлайн-обучению.
Тут следует отметить, что, прибыв в университетский городок всего семь месяцев назад, он сказал, что относится к той категории преподавателей, которые любят ходить по аудиториям и заниматься, находясь в живом контакте с аудиторией своих студентов, имея возможность подойдите к студенту и спросить, как у него успехи и есть ли вопросы, требующие дополнительной информации и разъяснения.
В то время как профессор научился транслировать свое еженедельные лекции, три его аспиранта работали день и ночь, чтобы запустить все лабораторные эксперименты в Интернете.
Это была замечательная работа, которую аспиранты GSI проделали для того, чтобы достичь того высокого уровня [онлайн обучения по предметам, требующим практических упражнений], на котором мы находимся сегодня: студенты, на мой взгляд, могут на 100% завершить этот курс и получить таким образом все необходимые знания и навыки.
— сказал Майкл Зуэр.
Все шесть сессий учебного курса доступны в режиме онлайн в виде презентаций PowerPoint, при этом, аспиранты GSI готовят видеоверсии учебных материалов, включая экспериментальные части.
Также следует отметить, что в онлайн перешли не только лекции и учебные материалы, но и сами студенты, которые теперь могут отправить свое отчетные материалы в формате PDF на проверку преподавателю, а также сдать контроль знаний и задать интересующие по предмету вопросы при помощи режима видеоконференции.
Я думаю, что в целом факультет испытал стресс. Это был очень тревожный переход, так как происходил очень быстро и, по понятным причинам, весьма неожиданно. У студентов и преподавателей есть не все оборудование, которое они хотели бы и могли бы использовать, находясь в стенах учебного заведения. Даже на лекционных занятиях людям нравится практиковаться заранее. Люди сейчас пробуют разные вещи и делятся идеями на лету.
— сказала Энн Барангер, директор бакалавриата по химии и преподаватель кафедры химии.
Таким образом, пока в мире бушует пандемия коронавируса, профессор Зуэр сидит в своем уютном доме и преподает свое лекции студентам при помощи современных инструментов телекоммуникации, впрочем, обратная связь пока является небольшой, ввиду явной ограниченности традиционных инструментов интернет-коммуникации для нужд трансфера знаний. Впрочем, как уже было отмечено в самом начале, многие профильные игроки уже активно работают над созданием необходимых решений. Так, например, «Ребята из NewTON.team» уже несколько лет создают упомянутую выше образовательную платформу SEDU.ME, которая позволит всем заинтересованным лицам обмениваться знаниями на взаимовыгодных условиях, не глядя ни на какие границы и карантины, что само по себе будет крайне востребовано в мире, на фоне происходящих изменений.
Студенты и преподаватели адаптируются
Мишель Доуски, преподаватель начальных химических и лабораторных курсов Chem1B и Chem1AL, оказалась более подготовленной к переходу на преподавание через интернет, чем большинство. Несколько лет назад она прошла активный курс обучения, предлагаемый Залом науки Лоуренса (Lawrence Hall of Science) по всему штату. Однако и Мишель с сожалением отметила, что имеющиеся инструменты телекоммуникации не подходят для полноценного обучения и преподавания в режиме онлайн, выразив при этом надежду на скорое появление более специализированных сервисов и инструментов.
Она больше не транслирует свои лекции по Chem 1AL 600 студентам, но старается снимать видео, которые она может разместить в интернете, давая возможность своим студентам для усвоения учебных материалов и их обсуждения в результате дискуссии.
Она также обеспокоена трудностями, с которыми сталкиваются некоторые студенты при дистанционном обучении, в частности те, кто ушел домой в хаотическую среду и не может найти спокойную учебную обстановку. Места, где студенты обычно ходят учиться, такие как публичные библиотеки и кафе, в настоящее время закрыты из-за пандемии. Одна студентка ответила на ее анонимный опрос о тех проблемах, которые возникают у студента в процессе онлайн-обучения:
Лично мне трудно дома. Трудно найти место, где я могла бы эффективно учиться, и остальная часть моей семьи не делает это процесс легче. Кроме того, моя бабушка скончалась сегодня. У меня также есть обязательства, чтобы помочь с семейным бизнесом. Сейчас я больше беспокоюсь о школе. Когда я дома мне порой очень трудно даже просто понять задание той или иной лабораторной работы.
Это душераздирающе.
— резюмирует ситуацию своей студентки Мишель Доуски, отмечая, что такие ситуации не единичны. Единственны средством при этом, по ее мнению, является лишь разумный баланс между домашними обязанностями и работой.
Много препятствий на пути онлайн-обучения
По иронии судьбы, в марте Университет отменил лабораторный курс Bio1AL, цель которого заключается в подготовке образцов для секвенирования ДНК — такие методы теперь используются для диагностики инфекций COVID-19.
Закрытие студенческого городка заставило руководителя лаборатории Эрола Кепкепа рассмотреть альтернативы личного обучения. В частности, рассматривались такие варианты, как рассылка каждому из 600 учеников класса лабораторного комплекта, который нужно выполнить дома. Однако это не сработает для запланированного апрельского вскрытия крыс, поэтому преподавателям лаборатории, возможно, придется создавать видео, которое студенты будут смотреть онлайн. Аналогичную работу придется провести и для последующей лабораторной работы, где студенты измеряют реакцию своих тел на физические упражнения. При этом, обучающее видео может и не появиться вовсе, так как Кепкеп и его коллеги не могут войти в кампус без разрешений.
Студенты просто спрашивают: «Как мы собираемся это сделать? Какие задания нам нужно сделать?»
Это довольно сложно, особенно если учесть, что у нас сейчас есть ученики в других странах с разницей во времени от 8 до 12 часов.
— сказал Кепкеп, отметив, что попытка выяснить эту ситуацию сложна, и нужны более удобные решения.
Студенты не единственные, кто маневрирует с проблемами с онлайн-обучением. Преподаватели тоже сталкиваются с трудностями. Один человек, обучающий Bio1AL, уже вернулся домой в Техас, в то время как у другого нет оборудования или помещения, подходящего для эффективного проведения уроков через интернет.
Уже сейчас есть много препятствий. Но и это еще не все. Как сдавать экзамены, которые обычно были в классе с множественным выбором? Будет непросто проверить, чему научились студенты, координируя свои действия со всеми в разных часовых поясах и с разным уровнем подключения к интернету!
— описывает сложившуюся ситуацию Кепкеп.
Доуски отметила, что кампус признает трудности, связанные с быстрым перемещением образовательного процесса в интернет, призвав, хотя бы на время, преподавателей снизить свое ожидания.
Большинство преподавателей, аспирантов и руководителей лабораторий с оптимизмом смотрят на то, что выход в интернет будет достаточно успешным, когда люди более подробно освоят этот процесс. Все делают заметки, учатся друг у друга через списки рассылок, например, по сети, и пытаются получить от учащихся информацию о том, что работает, а что нет. Рано или поздно, но практическое обучение в интернете выйдет на тот необходимый уровень, когда этот процесс не только станет отличным запасным вариантом на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, но и сам по себе станет одним из важных инструментов получения современных знаний и навыков.