Во вторник, 8 декабря на Лондонской бирже ICE, Brent провалилась ниже $40, торгуясь на уровне $39,85 за баррель. Это стало моральным ударом для нефтяников, и для жителей тех стран, чья валюта тесно связана с ценами на нефть. Это был своеобразный антирекорд. Такой низкой цены не было с февраля 2009 года.
Причиной для паникерских настроений послужило решение ОПЕК не сокращать нефтедобычу. На данный момент сверх квоты страны ОПЕК добывают 1,5 млн баррелей в сутки.
Действующие квоты установлены на уровне 30 млн баррелей в сутки, однако этот ориентир почти утратил реальную силу. В конце 2014 года картель обозначил приоритетной задачей – удержать свою долю на нефтяном рынке в процентном соотношении, и тем самым принял решение не придерживаться существующих квот, а наращивать нефтедобычу.
В погоне за красивой процентной статистикой страны ОПЕК обворовали свои же карманы, обрушив цены на нефть на 40%. И продолжают действовать в том же духе, несмотря на то, что ситуация еще более усугубляется возвращением в игру Ирана.
Перспективы нефтедобывающих компаний
С начала 2015 года средняя цена на российскую Urals составляла порядка $52,16 за баррель. И как следует из доклада министра энергетики РФ Александра Новака, российские нефтедобывающие компании все еще остаются рентабельными при падении цены на Urals ниже порога в $50, но с учетом нынешнего налогообложения уже не могут инвестировать в разработку новых месторождений.
Так, к примеру, Роснефть планирует заморозить разработку девяти новых месторождений (Юрубчено-Тохомское, Ванкорского и др.). По мнению Игоря Сечина, приемлемой для устойчивого развития ценой на Brent будет $80 за баррель. Но при этом, по его мнению, возвращения высоких цен на нефть не стоит ждать до второй половины 2017 года.
По словам руководства ЛУКОЙЛ, компания готова прожить 2016 год при нефтяных котировках около $50 за баррель, но разрабатывать новые месторождения, в том числе и в Арктике будет возможным при уровне цен $65–90 за баррель.
Газпром-нефть планирует свой бюджет на ближайшие три года, основываясь на цене $45 за баррель. На такие же цены рассчитывает и РуссНефть, с оговоркой на курс доллара в 70 рублей. По словам Михаила Гуцериева, такое соотношение нефтяных цен и курса доллара позволит компании РуссНефть балансировать на грани рентабельности.
А вот Башнефть ожидает в 2016 году цен около $60 за баррель, по словам финансового директора компании Алексея Лисовенко.
По словам аналитиков Merrill Lynch, российские нефтяники останутся безубыточными даже при ценах в $30, а в частности Роснефть и Башнефть — даже при $20 за баррель. Выручает нефтяников скромный курс рубля и гибкое налогообложение. При этом, по мнению аналитиков, топовые западные нефтяники, такие как BP, Total и Eni уходят в убытки уже при цене в $60 за баррель.
Нефть по $40 и дешевле вызовет шок российской экономики
Замминистра экономического развития, Алексей Ведев полагает, что снижение цены на нефть до $40 за баррель повергнет российскую экономику в шок:
По нашим оценкам, такое снижение будет означать повторный шок для российской экономики — внешний шок, и потребуется еще дополнительное время для адаптации к этим новым условиям.
Консервативный сценарий (при $40 за баррель), по мнению специалистов Минэкономразвития, повлечет за собой снижение ВВП на 1%, инвестиций – на 6,4%, развития промышленности на 0,5%.
По мнению бывшего министра финансов, Алексея Кудрина, падение ценна нефть будет долгосрочным из-за падения спроса со стороны Китая.
Кроме того, по всему миру медленно, но верно, происходит внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии: солнечной, ветряной, биотоплива и т.д. Год за годом альтернативные источники энергии забирают часть рынка у «традиционных» — нефти, газа, угля. При такой тенденции к снижению спроса на нефть, единственная мера, способная удержать нефтяные цены, — это снижение нефтедобычи.
А для этого должны между собой договориться ключевые игроки нефтяного рынка. Пока между странами ОПЕК, Россией и американскими сланцевиками согласия нет.
Нефтяной рынок. Возможное развитие событий
Американские сланцевые компании, в силу технологических особенностей, могут себе позволить замораживать работу низкорентабельных скважин, а потом быстро вводить в строй по мере необходимости. Правительство США поддерживает своих нефтяников субсидиями, ведь в целом, для США выгодны низкие цены на нефть – она крупный импортер.
Страны ОПЕК, в большинстве своем, имеют «удобные» для разработок месторождения в шельфовой зоне: нефть залегает неглубоко, морские пути для вывоза – рядом. Это позволяет им иметь небольшие издержки на добычу нефти. Тем не менее, и для стран, членов ОПЕК, Brent по $40 не является праздником.
В самом сложном положении оказывается Россия и другие страны, которые качают нефть в северном полушарии на глубоководных месторождениях.
Можно было бы предполагать, что в будущем году Россия и страны ОПЕК смогут достичь консенсуса урегулировать объемы нефтедобычи на приемлемом уровне, однако наличие в этой игре такого игрока, как США, сводит эти надежды к минимуму.
Однако, боевые действия на Ближнем Востоке принимают все более масштабный характер. Еще некоторое время назад война в Сирии и в Ираке мало влияла на мировые цены на нефть, а если и влияла, то в сторону снижения цен, так как нефтяные вышки просто сменили хозяина и продолжили работу. Некоторые эксперты оценивают «черный экспорт нефти» с территории Сирии в 350 тысяч баррелей в сутки по средней цене $20 за баррель. В течение последних недель начались бомбардировки нефтяной инфраструктуры Сирии. Нефтяную инфраструктуру перестали беречь: так, например, Франция первые удары по нефтяным месторождениям под контролем экстремистов нанесла лишь 12 ноября 2015 года, а до этого силы коалиции избегали разрушения нефтедобывающих комплексов.
Есть сообщения, что правительство Ирака вернуло под свой контроль, часть захваченных ранее экстремистами, нефтяных вышек. То есть, классический фактор роста цен на нефть – военные действия в нефтедобывающем регионе – нельзя сбрасывать со счетов.
При настолько же нестабильном положении дел на ближнем востоке, как это было в нынешнем году, есть вероятность форсмажорных сокращений нефтедобычи. И, поскольку, нет оснований полагать, что мир на Ближнем Востоке будет достигнут в ближайшие месяцы, то, вероятно, эти самые «форсмажоры» — вполне ожидаемы.
Дополнительные материалы по теме «Нефть»:
- Прогнозы цен на нефть в 2015 году
- Нефтяной кризис или Энергетическая эволюция?
- Прогнозы цен на нефть в 2015 — 2016 годах
- Здравствуй баррель, новый год! Нефть 2016 — чего ждать и почему?
Мы продолжим следить за развитием событий на нефтяном рынке.