Как устроен рынок оптовой торговли топливом? (ликбез поставщика)

анализ рынка

Продажа топлива оптом – это, фактически, финишная черта достаточно долгого и технологически сложного пути с внушительным списком участников, который проходят нефтепродукты. И именно он способен дать полное представление о современном оптовом рынке.

Свое мнение о том, как устроен рынок оптовой торговли топливом, из каких элементов он состоит и как функционирует решил рассказать один из заметных игроков данного рынка — компания «Газпромнефть-Региональные продажи».

Добыча

С каждым годом площадь неразведанных территорий, где потенциально могут располагаться месторождения нефти, непрерывно сокращается. В то же время развитие всей отрасли в целом позволяет совершенствовать технологии разведки и нефтедобычи.

Во-первых, совершенствуется оборудование и средства, позволяющие с высокой точностью обнаруживать месторождения газа и нефти. Во-вторых, ведутся постоянные работы по увеличению КИН – коэффициента извлечения нефти из каждого месторождения. Достигнуть 100% КИН в настоящий момент невозможно, но российские компании уже пересекли показатели в 40%, которые являются практически самыми высокими в мире.

Сейчас процесс нефтедобычи (разработки месторождения) производится с помощью серии скважин. Часть из них используется непосредственно для извлечения нефти из-под подземных пластов, оставшиеся скважины носят сервисный характер – через них под пласт закачивается газ или жидкость, постепенно выталкивающая нефть.

Транспортировка

Полученная нефть – это далеко не топливо, а лишь неочищенное сырье, которое лишь после переработки превратится в бензин, ДТ и другие нефтепродукты, готовые к оптовой продаже. Но, прежде чем приступить к производству продукции, нефть необходимо доставить на НПЗ.

Первичную очистку от газа и воды она проходит сразу после добычи, а затем отгружается в транспорт (водный, железнодорожный или автомобильный) или, что гораздо чаще, отправляется напрямую на нефтеперерабатывающий завод по трубопроводу.

Переработка

Именно на НПЗ из исходного сырья получается топливо, оптом купить которое в дальнейшем смогут сети автозаправочных станций, реализующих его конечным розничным покупателям, и крупные предприятия, использующие бензин, дизельное топливо и керосин в собственных целях.

Эти продукты называются светлыми и имеют наибольший спрос, поэтому нефтеперерабатывающие компании больше всего заинтересованы именно в их производстве – оно составляет едва ли не 90% от всего объема выпускаемой продукции.

На оставшиеся 10% приходятся так называемые темные нефтепродукты – мазуты, дистиллятные масла, битумы, гудроны и прочая продукция, содержащая тяжелые нефтяные фракции, оставшиеся после первичной и вторичной переработки сырья.

Хранение и доставка

Готовая продукция поступает на хранение на специально оборудованные базы нефтепродуктов. Они необходимы для:

  • качественного хранения,
  • перегрузки с одного транспорта на другой для дальнейшей доставки,
  • оптового отпуска.

По мнению нашего сегодняшнего эксперта, поставляющего топливо оптом, любой клиент, пожелавший купить данный товар и обратившийся в офис продаж представителя определенной нефтяной компании или посредника, получит необходимый объем продукции именно с базы, расположенной на значительном удалении от самого офиса и даже НПЗ.

Заказанное топливо чаще всего доставляется клиенту на специализированном транспорте, принадлежащему самой крупной компании или ее партнеру, отвечающему исключительно за транспортировку.

Общая схема оптового рынка топлива

В заключение укажем полный список участников современного рынка:

  • нефтедобывающие компании – поставщики сырья;
  • транспортировочные компании – перевозчики нефти и готовой продукции посредством специализированного транспорта или владельцы нефтепроводов, соединяющих месторождения, НПЗ и базы нефтепродуктов;
  • покупатели – сети АЗС или крупные предприятия, приобретающие топливо оптом для дальнейшей продажи или использования;
  • посредники – продавцы топлива, работающие мелким оптом.

Роль каждого вышеуказанного участника могут играть отдельные мелкие организации (к примеру, частная АЗС может пользоваться транспортными услугами посредника, доставляющего топливо с крупной нефтебазы) или обширные группы компаний, охватывающие всю цепочку движения нефти и нефтепродуктов. К таким крупным представителям рынка, например, относится «Газпром Нефть».

Стоит отметить, что закупать топливо оптом в последнем случае ввиду отсутствия посредников и наценок гораздо удобнее и выгоднее.


Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter