Здесь можно разместить свое видео с You TUBE!

Житель Луцка собрал более сотни винтажных радио

Житель Луцка собрал более сотни винтажных радиоНачальник Цеха радиовещания, энергообеспечения и режима Луцкой областной телерадиокомпании Иван Базилюк на протяжении десятилетий собирал коллекцию раритетных и винтажных радиоприемников, радиол, магнитол и граммофонов. Уникальную коллекцию он подарил Музею истории ВОДТРК. Эксперты оценивают это антикварное сокровище минимум в 100 тысяч гривен.

Все началось с приобретения радиоприемника «Рассвет» 1958 года выпуска Муромского завода РИП. Единственное раритетное радио, в которое вмонтированы часы-таймер. Приемник – тогдашнее ноу-хау. Он даже программировался: автоматически включался и выключался в заданное время. Стоил бешеные деньги – 99,45 рубля. Сейчас приемник причисляют к антиквариату, он потянет на несколько тысяч гривен.

Именно после покупки «Рассвета» я начал формировать коллекцию. Сначала дарили, потом покупал. Даже жена не знает, сколько потратил на них. Почему собирал? Нравилось коллекционировать уникальную красоту – совершенные формы корпуса, непревзойденный дизайн исключительно ручной работы,

вспоминает Иван Базилюк.vintazhnyie-radio Житель Луцка собрал более сотни винтажных радио

В общем собрал около ста экспонатов. Они представляют всю географию бывшего СССР, где выпускали приемники более 500 марок и моделей. Самый старый экспонат коллекции – переносной патефон Московской артели 1935 года. Этот антиквариат на пружинном механизме воспроизводил пластинки и был незаменимым на довоенных клубных танцах. Есть здесь и его наследник – граммофон с электроприводом Московского опытного завода «Агрегат» 1945 года. Оба древние экспонаты – единственные на Волыни.

Их называют патефонами, хотя это граммофоны. Обобщили из-за продукции француза Пате, который выпускал первые граммофоны,

– отмечает коллекционер.

Большинство в коллекции – стационарные габаритные радиоприемники с деревянным лакированным корпусом. Как, скажем, первый послевоенный ламповый приемник «VEF Super M557» Рижского электротехнического завода «ВЭФ». Их выпускали с 1945 по 1948 годы. Или российский «Родина-52» Воронежского завода «Электросигнал», белорусские «Минск-61» и «Беларусь-59» , выпущенные в 1959 году Минским заводом радиотехники, украинские пьятиламповий радиоприемник «Днепр-52», радиола «Луч» Днепропетровского рафдозавода и львовская «Звезда» 1963 года. Эти радиоприемники имели стандарт: ловили средние, длинные и короткие волны. На коротких и средних слушали враждебные заокеанские голоса, против которых КГБ применял «глушилки».

Среди этого многообразия самыми популярными были прибалтийские приемники, они отличались высоким классом. Например, ламповая магнитола «Мини» 1962 Каунасского радиозавода, приемник «Балтика» II класса с оригинальным дизайном, популярный в СССР транзисторный приемник «ВЭФ-202», который выпускали с 1971 года. Или коллекционный портативный приемник ВЭФ «Олимпийский» 1980 года, выпущенный к Олимпиаде-80 в Москве,

убеждает коллекционер.

В коллекции есть раритетный самодельный приемник «ВЭФ», который ради удешевления продавали в виде конструктора «Набор юного техника». Радиолюбитель мог самостоятельно собрать корпус и спаять платы. Конструктор стоил всего 30 рублей, в то время как заводской – 99,02 рубля.винтажные радио

Изюминкой коллекции является «Турист ПМП-56» 1956 года – первый в СССР портативный ламповый радиоприемник с универсальным питанием – от сети и от батареек. Сложен на Рижском электротехническом заводе «ВЭФ». Приемник рекламировался в советских фильмах. Скажем, в известной кинокомедии «Полосатый рейс», где советские курортники слушают «Турист» на приморском пляже. Коллекционный экспонат до сих пор работает. Сейчас его рыночная цена – не менее 5 тысяч гривен.

Не было цели включать их всех, хотя, может, все и работают. Основной критерий подбора – не внутрености, а внешний облик. Ценность именно во внешнем виде, уникальном дизайне старины,

говорит Иван Базилюк.

Коллекционер продолжает поиски раритетов. Издавна мечтает найти два уникальные экспонаты: радиоприемник «Звезда-54» и телевизор «КВН-49». Ценность радиоприемника в том, что он является внешней копией культового в 1950-х французского приемника «Excelsior-52», который скопировали советские конструкторы по указанию Лаврентия Берии. А телевизор «КВН» 1949 года интересный коллекционеру тем, что был первым народным массовым телевизором.

Название модели «КВН» в шутку расшифровывали как «Купил, Включил, не работает». Потому что часто ломался телевизор. Хотя это не уменьшает его нынешнюю ценность. По крайней мере для таких коллекционеров, как я,

смеется Иван Базилюк.


 

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter