Конференция «Минеральные удобрения 2016» — итоги!
Конференция «Минеральные удобрения 2016» (9-я по счету), организованная компанией Creon Energy, прошла 16 ноября на базе отеля «Балчуг Кемпински» в Москве и собрал ведущих игроков индустрии. Мероприятие позволило обсудить текущее состояние рынка и определить перспективы и тенденции дальнейшего развития. Сегодня мы представляем вашему вниманию обзор и ключевые выводы конференции «Минеральные удобрения 2016». Данные предоставлены пресс-службой компании Креон Энерджи.
Потребление минеральных удобрений в РФ хоть и ниже по сравнению с европейскими соседями, но стабильно по объемам. А провозглашенная государством политика обеспечивать россиян местными овощами и фруктами почти наверняка вызовет рост спроса со стороны аграриев. В следующем году им предложат новый вариант закупки удобрений – через биржевые торги. Однако выгода этого нововведения пока не очевидна ни для одной из сторон торговли.
обещает кардинального улучшения ситуации – спрос на все виды минеральных удобрений будет расти в пределах 1-2%. Что касается его структуры, то ожидается перераспределение рынков-лидеров – начнется рост потребления в Восточной Азии, Латинской Америке и Африке и снижение – в Северной Америке, Европе и Западной Азии. Кроме того, произойдет смещение спроса в пользу удобрений с улучшенными потребительскими свойствами.
Крупнейшими мировыми потребителями удобрений по итогам 2015 г. стали США, Индия, Бразилия и Китай. Однако даже они в ближайшем будущем будут снижать потребление, в т.ч. из-за уменьшения объемов субсидирования.
В прошлом году Россия вошла в тройку крупнейших мировых экспортеров удобрений, обеспечив 19% мировых поставок хлорида калия, 13% МАФ/ДАФ и 8% карбамида. Лидерство по всем сегментам (кроме калийных удобрений) удерживает Китай.
По словам Анны Волковой, нынешний профицит производства стал следствием ввода рекордного количества новых мощностей в 2012-2015 гг. Пик профицита придется на 2018 г. (+9% по N, +7% по P и +26% по K).
Что касается России, то в ближайшие годы она сохранит устойчивые позиции на мировом рынке минеральных удобрений, однако доля в мировой торговле снизится. По итогам 2015 г. основными зарубежными потребителями российских удобрений стали Китай (24%), Бразилия (19%) и Турция (18%). Однако конъюнктура на мировом рынке ухудшается: растет профицит производства, усиливается конкуренция. «Помимо прочего, продажи отечественных удобрений уменьшатся и из-за «газового фактора», — говорит эксперт. — Мы наблюдаем снижение цен на газ у конкурентов, в том числе за счет разработки нетрадиционных месторождений». Также Анна Волкова отметила, что страны-потребители постепенно реализуют программы импортозамещения.
Тем не менее, есть и позитивные моменты. К ним докладчик отнесла рост экономики Индии, ожидаемое восстановление экономики Бразилии и снятие торговых ограничений в Латинской Америке в целом. Налицо и компенсационный эффект ограниченного предложения из-за выбытия неэффективных мощностей и нестабильной ситуации в ряде стран-конкурентов. Кроме того, к 2020 г. прогнозируется рост мирового спроса на удобрения до 200 млн т. Это произойдет за счет рост населения, сокращения пахотных земель и изменения калорийности питания.
Однако участники конференции не разделяют оптимизма докладчика:
Санджар Тургунов поинтересовался, кто сейчас – после выбытия украинских предприятий – является балансирующим поставщиком в отношении азотных удобрений? По мнению г-жи Волковой, на данный момент это Китай. Именно он играет определяющую роль на рынке: изменения объемов экспорта китайских удобрений напрямую влияют на мировую ситуацию в отрасли.
Начальник центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Дарья Снитко подтвердила, что в ближайшие годы ситуация останется благоприятной для российских производителей: «Стоимость природного газа на всех локальных рынках будет расти, однако в России – чуть медленнее, чем в странах-конкурентах. Ожидаемая инфляция в ближайшие пять лет — 4-5%, это сохраняет конкурентоспособность обрабатывающих отраслей экономики».
Сельское хозяйство в РФ продолжает оставаться растущей отраслью на фоне сокращения национальной экономики в целом. По итогам 2016 г. ожидаемый рост физического объема продукции российских аграриев составит +3%. Растениеводство развивается в ориентации на экспорт (масличные и продукты переработки, зерно и мучные изделия, в т.ч. экспорт готовых продуктов в Китай) и внутренний рынок (пострадавшие из-за девальвации и «антисанкций» рынки овощей, фруктов).
Главным фактором развития внутреннего рынка МУ эксперт назвала инвестиции в «эффективность» аграрного производства: «Улучшение севооборота в пользу интенсивных культур (кукуруза, соя, овощи) и работа над качеством продукции (сахарная свекла, подсолнечник) повышают спрос на удобрения. Также можно говорить о некой моде среди непрофильных инвесторов на инвестиции в АПК: расширение земельных банков и площади пашни».
С Дарьей Снитко не согласен президент Национального агрохимического союза Михаил Овчаренко: «Непонятно, за счет чего обещают рост российского рынка удобрений. Сегмент сахарной свеклы насытился; под подсолнечник в Росcии вносят удобрений очень мало; под сою значительного роста применения удобрений не будет. Под посевы яровой пшеницы — а это 11 млн га — также не ожидается большого роста внесения удобрений, т.к. они практически не удобряются. Под озимые культуры роста применения удобрений можно ожидать как по Центральному ФО, так и по Южному и Северокавказскому округам. В России до 1990 г. значительная часть минеральных удобрений вносилась под кормовые культуры для животноводства. Сегодня они не удобряются вообще. И в связи со всем этим большого позитива по увеличению значительных объемов применения в будущем я не вижу. Полагаю, что рост внесения удобрений в России будет ежегодно на 250-300 тыс. т в действующем веществе».
Получается, что аграрный регион и регион-потребитель удобрений – не одно и то же? Как показывает практика, в большинстве случаев это все же не так. «Аграрные страны, как правило, сильно зависят от поставок минеральных удобрений, — говорит исследователь кафедры агроинформатики факультета почвоведения МГУ Андрей Барбашин. – Пример – государства Центральной Азии». По словам докладчика, в Узбекистане 19% ВВП формируется за счет аграрного сектора, в Киргизии это 18%, в Туркменистане – почти 13%. Население этих стран стабильно растет, к 2030 г. оно увеличится на 17% по отношению к показателю прошлого года. А это значит, что растет потребление продуктов питания, в т.ч. продукции сельского хозяйства. Конечно, аграриям нужны удобрения – и почему бы не собственные, произведенные внутри страны? Тем более что запасы сырья вполне позволяют задумываться о новых предприятиях по выпуску минеральных удобрений.
Как рассказал Андрей Барбашин, самые радужные перспективы – у Казахстана и Узбекистана.
Так, «Казфосфат» намерен увеличить выпуск фосфорсодержащих удобрений до 1 млн т на всех производственных площадках, среди них есть проект производства NPK-удобрений на 180 тыс. т/год. Казазот» — единственный производитель селитры в Казахстане — хочет увеличить мощность до 550 тонн/сутки аммиака и 900 тонн/сутки аммиачной селитры, а также расширить марочный состав селитры. Проект «Батыс Калий» был анонсирован в 2016 г. и рассчитан на выпуск 800 тыс. т хлористого калия в год. Проект Sunkar Resources (Чилисайское месторождение фосфоритов), который был свернут в 2014 г. и рассчитан изначально на добычу 5.2 млн т фосфатной руды, будет производить 3 млн т серной кислоты, 850 тыс. т фосфорной кислоты и 1.6 млн т аммофоса-дифммофоса по гибкой системе. По проекту «Еврохим-Каратау» закончено строительство рудника по производству и первичной переработке руды.
Что касается Узбекистана, то там тоже существует целый ряд проектов. «Аммофос-Максам» организует производство сложных удобрений на 160 тыс. т и строительство цеха серной кислоты. «Дехканабадский завод калийных удобрений» сейчас выпускает около 300 тыс. т продукции, в перспективе – может расширить производство до 600 тыс. т хлористого калия. «Навои Азот» заключил договор с «Мицубиши» на строительство аммиака и мочевины «под ключ» с возможностью производства 660 тыс. т аммиака и 577,5 тыс. т карбамида в год. Samarkand-NPK — это первое и пока единственное производство NPK в регионе на 240 тыс. т. К 2018 г. планируется осуществить строительство завода по производству сложных удобрений в Навоийской области предварительной стоимостью 380 млн долл. Мощности завода будут рассчитаны на выпуск 145 тыс. т фосфорных и 150 тыс. т NPK-удобрений, а также 650 тыс. т серной кислоты в год (в 100% питательных веществ).
В Туркменистане в 2017 г. будет запущен «Гарлыкский ГОК» мощностью 1.4 млн т хлористого калия. Также существует проект «Кара Богаз» по производству карбамида 3500 т/сутки (1200 тыс.т/г) и аммиака 2000 т/сутки (600 тыс.т/г).
Готовится увеличить свое присутствие на мировом рынке и Белоруссия: «Славкалий» рассчитывает запустить предприятие по производству минеральных удобрений мощностью 2 млн т/год, продукция начнет выпускаться с 2021 г. Об этом сообщил заместитель директора по производству Игорь Кожич.
Крупный российский производитель удобрений – «ЕвроХим» — также строит большие планы на будущее: компания рассчитывает запустить в России два калийных проекта. Об этом сообщил начальник департамента маркетинга Дмитрий Магазаник. Один из них будет реализован в Волгоградской области. Особенностью этого месторождения является глубокое залегание рудного тела. Второй проект расположен в Пермском крае. По словам Дмитрия Магазаника, приоритетом является обеспечение потребностей российского рынка наряду с производством комплексных удобрений на заводах Группы «ЕвроХим».
Крупным центром производства МУ может стать и Забайкальский край – у администрации региона есть идея создать новый центр производства удобрений. Как рассказал представитель министерства природных ресурсов и промышленной политики края Александр Климентьев, источником сырья для фосфатных удобрений станут месторождения Кручининское, Муруринское и Укдуска. Ожидаемый объем добычи руды – 42.8 млн т, производства апатитового концентрата – 2.4 млн т. Калийные удобрения будут производиться из руды Голевского месторождения (объем добычи руды – 7 млн т).
Потенциальный объем производства сульфата калия докладчик оценил в 40 тыс. т, PK-удобрений – 3.8 млн т, суперфосфата – 100 тыс. т, сульфата аммония – 50 тыс. т.
Помимо химических удобрений, запланировано и производство удобрений для сегмента «Органик» — это 150 тыс. т измельченных сынныритов и до 500 тыс. т измельченных цеолитов.
Таким образом, выпуск минеральных удобрений в РФ в ближайшие годы будет увеличиваться. В этой связи производители уже сейчас задумываются о новых каналах сбыта, одним из которых может стать биржевая торговля. По мнению управляющего директора «СПбМТСБ» Алексея Рыжикова, рынок МУ с точки зрения транспортных потоков и структуры потребления во многом аналогичен рынку нефтепродуктов. Основная масса удобрений транспортируется по железной дороге; на рынке существует несколько крупных производителей и большое число конечных потребителей; высока стандартизация производства. Поэтому «СПбМТСБ» поставила перед собой задачу в 2017 г. развивать биржевой рынок агрохимии. Процесс будет происходить в несколько этапов. Первый — формирование в рамках Биржевого комитета ФАС подкомитета по организации биржевой торговли МУ. Затем будет определена номенклатура минеральных удобрений и перечень основных региональных базисов поставки. Далее состоятся консультации с участниками рынка по вопросам формирования биржевой инфраструктуры и разработки условий заключения биржевых договоров, а также будут проведены обучающие мероприятия. Итогом должен стать запуск в июне 2017 г. биржевых торгов МУ. «Процедура реализации удобрений на бирже поможет наладить их прямые поставки до станций назначения и существенно снизить издержки, связанные с завышением добавленной стоимости услуг по организации транспортировки и отпускных цен со стороны дистрибуторов», — резюмировал Алексей Рыжиков.
«Основное препятствие для работы этой системы – отсутствие складской базы для хранения, — прокомментировал Михаил Овчаренко. – Эта проблема давно уже существует в отрасли и тормозит ее развитие. Где продукт будет находиться до момента отправки потребителю – большой вопрос. В самих хозяйствах складов хранения тоже нет, особенно для аммиачной селитры. Вот и неясно, как в этой ситуации будет использоваться ресурс биржи. Необходимо развивать логистическо-транспортную систему приема, хранения и поставки минеральных удобрений по районам и хозяйствам. Тогда можно закупку удобрений можно проводить и через биржу в более ранние осенне-зимние сроки, задолго до начала весенних полевых работ».
Если появление новых предприятий по выпуску МУ – событие для отрасли относительно редкое, то модернизация действующих производств происходит гораздо чаще. «Можно смело утверждать: развитие крупнотоннажных производств фосфорсодержащих удобрений в России за последние годы происходило в основном за счет модернизации существующих мощностей, — говорит директор по промышленной технологии НИУИФ Андрей Норов. – Что было раньше? В условиях плановой экономики предприятия создавались исключительно под монопродукты. Как это работает сейчас? Производители поняли, что рыночные условия часто и быстро меняются. А значит, нужны гибкие технологии». Под гибкой технологией подразумевается процесс производства различных фосфорсодержащих удобрений на одной технологической линии, который обеспечивает любые потребности с/х производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Основное достоинство гибкой технологии — обеспечение широкого ассортимента продукции, возможность быстрой переналадки под выпуск любой марки удобрений из перечня освоенных. К недостаткам Андрей Норов отнес затраты, которые могут быть несколько выше, чем для технологии, предназначенной под выпуск монопродукта. Возникает также необходимость переработки переходных продуктов. Однако плюсы от использования гибкой технологии в любом случае гораздо существеннее.
Производственные процессы из года в год становятся все технологичнее, это касается и отрасли минеральных удобрений. Как рассказала директор по развитию бизнеса «Георг Фишер Пайпинг Системс» Александра Кушер, существует тенденция замены металлических трубопроводов на пластиковые. Их отличает небольшой вес и отсутствие коррозии и отложений. Эксперт рассказала о трубах из различных видов полимерных материалов и описала их преимущества.
Руководитель проектов технического отдела Allgaier Process Technology Йенс Гессе представил информацию о производимых компанией сушилках для индустрии удобрений.
В процессе производства минеральных удобрений большое значение имеет и аспект упаковки — чтобы продукт сохранил все качественные характеристики на пути к потребителю. По словам главного менеджера дирекции специальных проектов «Химпэк» Александра Блануцы, предприятия-производители упаковки для сыпучих грузов должны оснащаться самым современным оборудованием. В активе компании сейчас — два завода полного цикла выпускающие весь спектр промышленной упаковки: гибкие промежуточные контейнеры, вагонные вкладыши, сленги, полога.
Предприятия-производители удобрений, имеющие современное оборудование, снижают удельные потери за счет автоматизации процесса фасовки, исключающей человеческий фактор.
По итогам 2015 г. экспорт минеральных удобрений морем из России, Литвы и Белоруссии составил 45.4 млн т. Как рассказала руководитель проектов «Морстройтехнологии» Софья Каткова, компания оценивает эти страны как единый рынок с точки зрения грузопотоков. По отношению к 2014 г. объемы экспорта выросли незначительно — всего на 1%, а вот по сравнению с 2013 г. — аж на 15%.
Наиболее волатильная группа, по словам эксперта, — калийные удобрения, именно за их счет происходит изменение динамики. По смешанным и азотным удобрениям ситуация более стабильна.
Среди основных импортеров российских удобрений — Бразилия, США, Китай, Индия, Украина, Турция, Польша, Малайзия, Индонезия. Это именно те направления, которые требуют поставок морем.
Софья Каткова рассказала о новых проектах по строительству морских терминалов для перевалки в т.ч. минеральных удобрений. В частности, в Азово-Черноморском бассейне планируется создание сухогрузного порта Тамань, в 2016 г. на это было выделено 8.7 млрд руб.
Строительство первой очереди сухогрузного района порта должно завершиться в 2018 г. Возведение же гидротехнических сооружений (вторая очередь) запланировано на 2019-2024 гг. Проект планируется реализовать на условиях государственно-частного партнерства.
Также Группа компаний «ОТЭКО» в конце 2015 г. сообщила о начале строительства в Тамани терминального комплекса по перевалке навалочных грузов производственной мощностью 35 млн т/год. Общая сумма инвестиций в проект составит более 50 млрд руб. Срок завершения строительства терминала – конец 2017 г.
С подробным перечнем отраслевых мероприятий в текущем году (выставки, семинары, конференции) вы можете ознакомиться в нашем разделе календарь.