В Москве подвели итоги конференции «Редкоземельные металлы 2019»
«Редкоземельные металлы 2019» — очередная отраслевая конференция, собравшая под своей крышей ведущих игроков российского рынка и представителей экспертного сообщества.
Сегодня мы представляем вашему вниманию итоги конференции «Редкоземельные металлы 2019». Информация предоставлена пресс-службой организатора — Creon Chemicals.
Редкоземельные металлы – незаметная, но неотъемлемая часть современной металлургии, микроэлектроники, медицины, космической промышленности. Эти элементы настолько востребованы, что буквально обогащают своих продавцов. Вот только таких немного, а точнее – всего один: Китай уверенно «держит» рынок, и эта монополия сохранится и в дальнейшем. России же с ее обширными запасами РЗМ остается пока вздыхать об упущенных возможностях.
Made in China
Редкоземельные металлы, несмотря на название, вовсе не редкость: они широко распространены по земной коре, но в малых концентрациях. Отсюда и сложности с добычей, отсюда и ценность. Крупные запасы РЗМ обнаружены в КНР (38%), Бразилии (19%), Вьетнаме (19%), России (10%), Индии (6%). Однако из всех этих стран лишь Китай смог реализовать те возможности, которые дают т.н. «редкие земли». Сейчас Поднебесная – бесспорный мировой лидер и по себестоимости, и по технологиям, который диктует уровень цен и непосредственно влияет на них. Конечно, можно порассуждать об очередном примере экономического чуда, однако чудес здесь нет: есть трудолюбие, дешевая рабочая сила и чутье на требования рынка. Плюс к этому Китай изначально ориентировался на систему «все в одном», не только добывая соединения, но и разделяя их на чистые металлы, столь востребованные у потребителей. Так, на начало 2019 г. на китайские компании пришелся 71% мировой добычи РЗМ и 77% мировых поставок (в натуральном выражении).
Есть ли у Китая серьезные конкуренты? Нет. Появятся ли? Вряд ли. Однако спрос на РЗМ высок и растет ежегодно; так, на сегодняшний день Япония и Малайзия совокупно потребляют 90% производимых РЗМ (в натуральном выражении). Поэтому вполне вероятно, что своих потребителей найдут и новые производства в других странах – если, конечно, будут предлагать качественный и доступный продукт.
И пусть себе лежат…
Россия, судя по всему, пока не стремится войти в число лидеров мировой РЗМ-индустрии: реальная добыча идет только в Мурманской области на Ловозерском месторождении. При этом в целом на начало 2019 г. запасы редкоземельных металлов в стране (лантаноиды + иттрий), заключенные в 20 месторождениях, оценивались в 34 млн т, запасы скандия (9 месторождений) — 13.9 тыс. т. При освоении хотя бы части восточносибирских запасов мощность переработки руд может превысить 2 тыс. т/год. Но Сибирь далеко, РЗМ – глубоко, а воз пока и ныне там.
Это свидетельствует, что внутренний рынок РЗМ по-прежнему остается слабым. Рост потребления эксперты видят за счет сферы катализаторов, а также металлургической отрасли. Сейчас российские предприятия импортируют как индивидуальные металлы, так и мишметалл.
От теории к практике, или чего ждать дальше
Сейчас Россия не производитель, а скорее, импортер РЗМ — но есть шансы, что расстановка сил поменяется. На это направлена разрабатываемая «Стратегия производства редких и редкоземельных металлов до 2035 года». Ее основным результатом должно стать формирование полной производственной цепочки для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и «несырьевого» экспорта. Если конкретнее — к 2035 г. наша страна может занять до 10-15% на мировом рынке, снизив импорт с текущих 80-85% до 40%. Это станет возможным за счет увеличения количества источников сырья и создания разделительных мощностей по РЗМ. Также прогнозируется экспорт продукции более высокого передела (разделенные соединения и/или конечная продукция).
Сложно, но можно
Но это – дело будущего (надеемся, не столь далекого). Пока же российские компании, работающие с РЗМ, можно пересчитать по пальцам – но все же они есть (и производители, и потребители).
Таким образом, хоть лидерство Китая на мировом рынке РЗМ и бесспорно, но место для новых игроков все же найдется. Если мощности по разделению появятся где-то еще (почему бы не в России?), незыблемые позиции КНР могут пошатнуться: ведь электронике все равно, чьи РЗМ потреблять. Значит, пора «ловить волну»! Вспомогательную информацию о структуре и состоянию рынка металлургического рынка можно найти тут.