Российский рынок спецтехники – сегодня и завтра (оценка эксперта)
Российский рынок спецтехники переживает сложные времена, обусловленные общими тенденциями в экономике. События последних лет, в том числе и ситуация на нефтяном рынке, оказали сильное влияние на многие отрасли экономики. Сегодня мы коснемся строительной индустрии и рынка специальной техники в частности.
Своим мнением о состоянии российского рынка спецтехники на сегодняшний день и перспективах его дальнейшего развития, в интервью порталу Экскаватор Ру, поделился Андрей Ловков, специалист аналитической компании ID-Marketing.
– Конец 2014 г. и первого квартала 2015 г. – есть ли различия?
– Безусловно, различия есть. Конец 2014 года был отмечен значительным ростом курса доллара по отношению к рублю. В особенности декабрь выдался жарким, когда с отметки 50,8 рублей за один доллар американская валюта начала планомерный рост, а в середине декабря произошел сначала резкий скачок в сторону повышения курса, а потом такое же быстрое ослабление стоимости доллара. Тогда стал более очевидным тот факт, что в современных политико-экономических условиях все сложнее прогнозировать поведение рынка. В январе 2015 года рост доллара сменился планомерным укреплением российского рубля. Таким образом, резко негативные настроения конца 2014 года сменились в большей степени позитивным настроением в 1 квартале 2015, которые продолжились вплоть до начала июня, когда американская валюта снова взяла курс на свое укрепление. Причем за последние полгода произошло немало важных политических и экономических событий, которые только еще больше осложнили прогнозирование дальнейших событий.
– Как вы можете охарактеризовать итоги полугодия в разрезе стран-поставщиков импортной продукции – кто потерял больше всего, а кто оказался в более выгодном положении?
– При таких объемах снижения продаж, сложно говорить о тех, кто оказался в более выгодном положении – потеряли практически все и потеряли немало! Что и говорить, к подобному развитию событий никто не готовился и в самых негативных прогнозах. А те компании, которые, возможно, и предвидели подобное, явно не стоит объединять по географическому принципу.
Тем не менее, сравнивая данные импорта стран-производителей, отметим, что за счет меньших темпов падения ввоза (-60%), доля Японии по итогам января-июня 2015 года возросла до 39%. А вот китайские предприниматели в рассматриваемом периоде заняли только 15,9% рынка, падение их импортных показателей составило 84,2%. Отметим локальные успехи стран, которые, как правило, находились внизу рейтинга: Индия (прирост 1011% за счет импорта экскаваторов-погрузчиков JCB), Таиланд (прирост 160% за счет импорта новых КМУ UNIC).
– Какие тенденции сегодня наблюдаются на рынке?
– В связи с тем, что рост стоимости основных валют в первую очередь ударил по импорту, то именно данные по ввозу в Россию спецтехники наиболее красноречиво расскажут о ситуации в данном рыночном сегменте. По итогам первого полугодия 2015 года в нашу страну было поставлено на 74% спецтехники меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Чуть больше, а именно на 75%, упал рынок в стоимостном выражении. Из 27 различных групп спецтехники только в сегменте трубоукладчиков наблюдается рост, который составил 52%. Этот вид техники является узкоспециализированным, и увеличившийся интерес в первую очередь объясняется ростом активности в строительстве газо- и нефтепроводов. Кроме этого, по причине низких продаж компании продолжают развивать направления сервисного обслуживания и аренды машин.
– Как вы относитесь к последним инициативам различных ведомств по поддержке российского машиностроения (введение дополнительных пошлин на китайские бульдозеры, утилизацинный сбор на стройтехнику, запрет импорта старой техники)?
– Я всегда выступаю за рыночные отношения, поэтому все эти меры для меня, в первую очередь, необходимо обосновать с точки зрения свободной конкуренции. Остановлюсь на каждой мере отдельно. Начнем с дополнительной пошлины на китайские бульдозеры. В течение года Евразийская экономическая комиссия проводила расследование, в ходе которого была установлена причинно-следственная связь между демпинговым импортом гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 лошадиных сил и материальным ущербом, нанесенным экономике ЕАЭС. С этой точки зрения мера обоснованная, хотя размер пошлины, по моему мнению, несколько завышен. С другой стороны, эта мера в текущей ситуации не является актуальной, т.к. из-за роста курса валют цены на иностранную технику итак выросли.
В отношении утилизационного сбора по опыту его введения для легковых автомобилей стоит ожидать того, что в конечном счете проигравшим окажется покупатель. Да и целесообразность его введения сомнительна: в отличие от тех же легковых машин, спецтехнику не бросают во дворах, а ее владельцы зачастую самостоятельно разбирают машины и сдают металл в соответствующие пункты, т.е. государство ничего не тратит на этот процесс.
Что касается импорта старой техники, то здесь я бы не стал вводить специальных мер, положившись на рыночное саморегулирование. Доля подержанных машин в принципе невелика в общем объеме импорта и в последние годы снижалась. Однако есть позиция, где доля старой техника составляет до 85,5% – это мини-экскаваторы, причем 73,9% – это экскаваторы старше 10 лет.
– В дополнение к предыдущему вопросу. Можете ли вы привести общую статистику импорта бульдозеров из КНР и техники старше 3 лет?
– По итогам первого полугодия в Россию было ввезено 98 бульдозеров китайской сборки, что составляет 30,7% от общего объема импорта. В аналогичном периоде 2014 года доля составила чуть более 50% рынка. Касаемо техники старше 3-х лет: в январе-июне 2015 года ее доля составила 17,8%, в 2014 – 14,3%.
– Сопровождается ли падение импорта техники наращиванием объемом производства на заводах, открытых зарубежными брендами в России?
– Из иностранных компаний только объемы выпуска ООО “Комацу Мэнуфэкчуринг Рус” можно считать успешными. По итогам первых пяти месяцев 2015 года прирост производственных показателей составил 5,2%. По остальным компаниям, в том числе и российским, мы наблюдаем в основном снижение выпуска продукции на 30-50%.
– Когда, по вашему мнению, можно ожидать стабилизации ситуации?
– Текущие процессы, происходящие в нашей стране и в мире, не позволяют с оптимизмом смотреть в ближайшее будущее. Количество различных факторов, влияющих на цену “черного золота” каждый месяц, а то и неделю пополняются новыми обстоятельствами, которые в дальнейшем так же приходится учитывать при формировании прогнозов. Тем не менее, ответ на вопрос о стабилизации ситуации достаточно прост: все стабилизируется после повышения стоимости нефти, что повлечет за собой укрепление российской валюты и снижение цен.